«Джан Баку, дом родной» или похождения Кларнетчика

Шамаха – моя столица,

Там осёл поёт как птица

Увертюра

Много лет назад я познакомился с девушкой – армянкой, бывшей бакинкой, беженкой, проживающей где-то в Казахстане. Познакомились мы на страницах сайта «Одноклассники» и как-то она присылает мне ссылку на видеоролик знаменитой бакинской «толерантной» песни «Джан Баку, дом родной», и дописала, что это её любимая песня, и как все (!!!) бакинцы она очень скучает и хочет вновь оказаться в этом «прекрасном и многонациональном» городе… Я сразу же выразил ей своё далеко не толерантное отношение к «толерантным» Баку и бакинцам, что в Гейдаристане, но, к сожалению, девушка не поняла и половины моих слов. Выйдя из неловкого положения, она заявила с юмором, что с завтрашнего дня идёт в библиотеку и будет просвещаться, чтобы впредь понимать то, что я пытаюсь ей объяснить. На этом моё знакомство с девушкой закончилось…

Часть Первая. Явление Кларнетчика

Жила была армянская семья, с очень армянской фамилией Мирзабеков. Начало своё род взял от древних армянских князей или меликов, а может и царей «Мирзаедов» или «Мирзабеков», что родом из Шемахи, позже обосновавшихся в Баку. Фамилия «августейших» оказалась настолько известной, что потомки нефтяных магнатов Манташевых лишились покоя! Жили Мирзабеки себе, не тужили, работали директорами табачных фабрик, главными архитекторами города, а то и начальниками БакЗдравОтдела! Во как! Не больше и не меньше!

Но один из Мирзабеков, тот, что помладше своих титулованных родственников, дал осечку и отказался напрочь работать в Азнефти, предпочтя этой «денежной» карьере игру на кларнете, на свадьбах и похоронах, и стал он числиться сотрудником БОМа (Бюро Оркестровых Музыкантов при БакГорИсполкоме!). Звали его (как ни странно!) Левон с обретённым в биржевых музыкальных кругах прозвищем Япон! Левон Япон или Япон Левон (прошу не путать с легендарным одесситом – Япончиком!). То ли щёки, то ли разрез глаз, то ли безукоризненное знание японской прозы и поэзии… музыканты просто так не назовут! С этим отпрыском от голубой кости мирзаедов, и непосредственно его общественно-свадебно-кладбищенской деятельностью, потомки Манташевых наконец-то обрели покой, поняв, что популярности их великого рода, Мирзабеки противостоять уже никак, простите, не смогут!

Играл себе Япон Левон, играл, как вдруг в его Великом роду, в бывшем собственном доме №8, что на 4-ой Завокзальной, в маленькой каморке, подаренной советами Мирзабекам из 22-х комнат, что им когда-то и принадлежали, появляется на свет Мишка! По некоторым другим энциклопедическим данным, Мишка появляется на свет в Железнодорожной больнице, под гудки опоздавшей на 3 часа местной электрички… Нет, не то чтобы отпрыски Манташевых опять впали в отчаяние в ожидании нового звездного Мирзабека, но на всякий случай держали ухо в остро!

Левон Японыч (или Япон Левоныч) никак не хотел, чтобы его мирзавгустейший наследник ублажал танцующих на свадьбах и рыдающих на кладбище, что у Волчьих ворот, ну не хотел! Он пророчил своему отпрыску открытия в области квантовой физики и математики, и вообще, уже давно настала пора Мирзабекам занять главенствующую роль в обществе и правительстве, чтобы вконец покончить с пресловутыми Манташевыми. С этой целью Японыч нанимает Мишке ведущих профессоров и светил в области квантовой, атомной и прочей “неорганической” физики, дабы Мишка взялся за ум, выбросил из своей светлой головы всякие порочные кларнетные мысли и поступил в ВУЗ!

Мишка-то конечно не против, чтобы в ВУЗ, но… как только Японыч из хаты, он вскрывал Святое Святых поздних Мирзаедов, старый шкап, доставшийся то ли от архитектора, то ли от архимандрита, а то и от самого Мирзабека VII De la Shemaha, тот самый шкап, в котором Японыч хранил КЛАРНЕТ! Японыч был добрый малый, но грозил своему хомячку (Мишке) отрезать пальцы, если этот «Шан тха» (собачий сын – арм.) тронет его «Кларнэт». Подобный расклад Хомячка не пугал, а наоборот воодушевлял, превращал его в саблезубого тигра, упивающегося звуками «Кларнэта» до прихода Японыча. Тогда тигр покидал скромные покои Мирзабеков, и нервно улыбающийся и дрожащий хомячек Мишка с дрожью в руках перелистывал учебник физики.

Часть вторая. Восхождение Кларнетчика

Мирзабеков с Бокой

Мирзабеков с Бокой

Как Японыч не старался уберечь своё чадо от свадебной музыки, какие только молитвы не произносил японским богам, увы, Мишка-хомячек вырвался из-под его опеки и сразу же познакомился с Флорой Керимовой, а некто Самед Самедов брал его с собой на свадьбы. А по прошествии лет, Мишка уже расправил щечки и отправился в свободное плавание, играл на свадьбах с Сархан Сарханом, Низами Исмайловым, Жорой Кировабадским, с «Великим» Бокой, с которым он потом, аж через 33 года снимет видеоролик на свои музыку и сценарий… Во как, аж в 2013 году в Лос Анджелосе, США! (смотрим этот «шедевральный» Mauvais Ton здесь).

Далее Мишка поступает в АЗИ (Институт нефти), где ему удаётся пощеголять в официальной униформе всех престижных бакинских вузов: в черном лайковом плаще! Далее, по просьбе Японыча, некто известный в Баку, но почему-то переехавший в Москву Маргулов, одним телефонным звонком устраивает нашего Мищика на ответственный пост начальника НГДУ! Но работёнка эта была так, прикрытием для свадебно-музыкальной деятельности, которую хомячек подпольно развивал в Доме Торжеств «Фируза», что на Завокзальной, где будущему «Золотому Кларнету» полупьяные и прочие слушатели от «сохи», находящиеся в состояние экстаза от «планчика» кричали: Ара, джан Мищик, красавчик ара, ещё адин штук такой кайфовый «аци» для нас… Не жизнь, а малина!!!

Так бы и жил себе хомячек, так бы и выдавал новые «шедевры» в «Фирузе» под крики и гогот «богемных» слушателей, если бы не проклятый 1988 год, год развода его родителей…

Часть Третья. Кларнетчик – сирота

Нет, не подумайте, настоящие родители не разводились… У Мищика, человека высокообразованного, интеллектуально продвинутого (с 4-ой Завокзальной до 5-ой) закончившего один из лучших вузов СССР, своё, художественное представление о родителях: Мать – любимая Азербайджан (а) и Отец – Армен(ия). Тем не менее, развод состоялся, Мищик почувствовал себя несчастным ребенком разведенных родителей… Кстати о родителях. Японыч, что Левон, что биологический родитель хомячка, не выдержал происходящих событий, переезда в РСФСР, и помер на чужбине, не зная, что в ноябре 2016 года, когда у него появится правнук, дед новорожденного, то бишь Мищик, даст знаменательное для рода Мирзабеков интервью Azeri.Today …

Часть Четвертая. Вознесение Кларнетчика

Получив по наследству от отца прозвище и добавив к нему своё звонкое и шипящее имя, «Япон Мищик» успешно реализовывал в жизнь мечты своего детства и юношества, которые долгое время находились в «закладках» его «биржевой» души.

Во-первых: поездки за границу, куда угодно, в станицы Ставрополья и Кубани, в Израиль или в Белорусию, в США, а также выступления и интервью на всяких бухарских и не бухарских радиостанциях Большого и Малого Нью-Йорка, на длинных, коротких и ультракоротких волнах.

Во-вторых: завоёвывать сердца женщин, в поездках, вдали от жены. Выбирать дам только с определенным и роскошным «укладом» фигуры в районе 5-ой точки. Выбирать только из тех, которые будут пытаться ухватить или ущипнуть Мирзабека младшего за его хомячью щечку во время танца.

В-третьих: самое главное! Фотографироваться, фотографироваться и ещё раз фотографироваться! От фото с Кобзоном, и до фото с официанткой в привокзальном буфете. Желающие могут посмотреть Мищикины «Фотошедевры» на его страницах в соцсетях, если у вас, конечно же, есть парочка часов.

Мирзабеков и Дживан Гаспарян

Мирзабеков и Дживан Гаспарян

Мысль материлизуется и Мищику так подфортило, что аж… короче вы не поверите: он становится непостоянным членом группы «Неприкосновенный запас» под руководством лучшего композитора-исполнителя 20-го и 21-го веков, самого Ефрема Амирамова! Вот так вот! Кто же не знает лучший шлягер «Молодая»? Вы можете не знать «пошлые» «Времена года» Вивальди или какую-то неритмичную «Апассионату» Бетховена, но «Молодую» должен знать каждый, к тому же Мищик является частью этого «Неприкосновенного…».

Так это ещё не всё: известный пародист и юморист Карен Аванесян был так прельщен хомячьим видом отпрыска Мирзабеков, что как-то взял его с собой на репетицию. Еще одно оконце в свет было прорублено и читатель может лицезреть Мищика в передаче «Смеяться Разрешается»! Евгений Петросян, явно испугавшись, что такого Кларнетчика может переманить к себе Винокур или Вечерний Ургант, называет Мищика (сидите на стуле?) «Золотым Кларнетом России»! А потом, наш «золотой Кларнетчик» удостаивается звания «Почетный гражданин Росии»! Да, Тамбов, а точнее Баку такого не видал.

Ну и как же быть таким популярным Кларнетчиком, и не записать альбомы, благо в России у него музыканты в перемешку: и армяне, и азеротурки, и очень талантливые, особенно последние, как выразился сам «Мастер» – Кларнетчик. Все бы ничего, и поездки, свадьбы и даже фортуна озарила Мищика его неповторимой «японской» улыбкой, когда он побывал в Эквадоре, в столице коего городе Кито, где есть ресторан «Баку». Читатели не представляют, сколько радостей было наложено в штаны обалдевшего от такой возможности Кларнетчика выступить перед «бакинцами» в одноименном ресторане. Вам, ну никак не понять!

Часть Пятая. Кларнетчик Патриот

Надев солнечные очки, чтобы не ослепить свои «японские» очи блеском золота своего кларнета и, поправив выпирающее из кармана удостоверение «Почетного Гражданина», наш Кларнетчик выдумывает ни что иное, как записать еще один музыкальный альбом, и не просто альбом, а аж 5-ый! Думается, что в виду давящей на его щечки ностальгии, Япон Мищик назвал этот альбом 5-ым, в честь когда-то ходившего по Баку полуобгаженного трамвая №5! И, чтобы увековечить свои ностальгические порывы, Кларнетчик на обложке альбома стоит рядом с «фотографией разведенной матери», то бишь рядом с флагалищем широко шагающего. Жаль, что Мищик не успел достать бюстик Гейдара (дефицитный товар, знаете ли!), а то был бы просто драматический коллаж: ущербный сын – Кларнетчик, мать – Флагалище и дед-дезертир, сын банщика. Эх, какой шедевр не состоялся…

Дальше лучше: наш Хомячек обозвал традиционный армяно-грузинский танец Шалахо… азербайджанским танцем! Смотреть здесь. Но жемчужиной этого альбома, стала песня «Сары Гялин», которую Мирзабек младший, он же Мищик, означил именно в этой чуждой для армянской песни «Вард Сиреци» тюрской орфографии. Об этой песне я когда-то поведал здесь. Мало того, Япон Мишка, заранее раздраженный реакцией армян на этот его хомячий демарш с «Желтой Невестой», заявил брызжа слюной корреспонденту Azeri.Today: «А зачем возмущаться? Кому не нравится, я всегда говорю – не слушайте. У музыки нет национальности. Я всегда играю то, что мне нравится, то, что я хочу. Для меня не имеет значения, какая это музыка – азербайджанская или армянская».

Да… Мишку занесло! А нам всё равно… что повидло, что… А ещё, Мищика давно преследует невероятное желание пройтись по бакинскому бульвару, потрогать руками древнюю Девичью Башню и на любимом полуобгаженном трамвае прокатиться по Завокзальным… После этого интервью, хомячек, затаив дыхание ждет своё персональное приглашение в Толерант Сити, что у мазутной лужи. А что Вы думаете? Не пустят? С такой фамилией и менталитетом сам Бог велел!

Финал. Удар ниже пояса или Кларнетчик в тумане

Последний «шедевральный» абзац интервью оставляю в оригинале и без изменений, дабы дать возможность читателю насладиться высоким интеллектом и глубокой философией нашего Мищика:

– Ваши пожелания нашим двум народам?

– Я хочу, чтобы армяне и азербайджанцы стали опять побратимами, забыли бы все обиды и мщение. Надо же понимать, что нас просто стравили друг с другом. Не поддавайтесь провокациям, ведь только вместе мы сможем победить зло и доказать всем, что мы действительно близкие друг другу народы с общей историей и традициями. Мира вам и добра!

Ну как? Вытираете слёзы гордости? За душу взяло? А какое знание истории, конфликта, его предпосылок! Оказывется, нас просто взяли и «стравили»! Ах, а как жили до «стравления»… как в раю, ой, то есть, как в Баку…

Некролог

Джан-Баку дом родной, мы живём одной семьёй,

Ты один лишь верность всем хранишь.

Ты огнём горишь в ночи и мы верим от души,

Что любовь в сердцах ты сохранишь.

Если вы прочитали раз 8-12 этот припев из одноименной песни «Джан Баку» и так и не смогли понять смысл или связать «Верность» и «Ночные Огни», то могу вас заверить, что у вас все в порядке с головой. Не буду судить об интеллекте тех, кто заказывает это «произведение» в армянских ресторанах Москвы и других городов России или на свадьбах в вышеупомянутых регионах, просто промолчу. Сащики, Мищики, Вовчики из «Не Могу без Баку (Бакы)» и некоторые другие «патриоты» армянского народа достойны Нобелевской премии за свои интернациональные высказывания в стиле: «Ара, как мы жили в Баку ара, просто кайф, ара, тащились и кайфовали… Да, если бы только не «стравили» с высокотолерантным, древним аз-турко-кочевным элементом, временно проживающем на Апшеронском полуострове, то не жизнь бы была, а малина! К тому же, вышеперечисленные ребята часто бывают в обществе своих друзей руфиков, ильгарчиков и самирчиков в азерских харчевнях Москвы, именуемых ресторанами. К счастью алексы, майклы и влады из того же Баку, но проживающие в США, придерживаются абсолютно другого взгляда на «братскую» дружбу с кочевым элементом, несовместимым для нашего совместного проживания.

От Автора

Мирзабеков на ТВАРМРУ

Мирзабеков на ТВАРМРУ

Три недели назад я и несколько моих друзей получили СМС сообщение от Михаила Мирзабекова, в котором было только это: https://azeri.today/articles/1456/. Эта ссылка заставила меня (и некоторых моих друзей) навсегда прекратить все отношения с «Кларнетчиком» и написать эту статью!

Кстати, для Мищика это интервью было не больше, чем обычный (дешевый) пиар, возможность где-то засветиться, да хоть в журнале «Луга и Пастбища» или «Чебаркульская Заря» (если такое издание существует). Тщеславный Кларнетчик наверное не понял, что был «употреблен и выброшен» азагитпропом, как, вы сами догадываетесь, что… Эта тема ещё долго будет муссироваться на страницах кочевых изданий с комментариями, в которых хором приветствуется «покаяние прозревшего» армянина, который ел азербайджанский хлеб, играл азмузыку и бесплатно дышал ароматом нефтемазутных предприятий.

Больше 3-х недель прошло и никакой осуждающей реакции, кроме комментариев к той же статье. Желая поделиться глубоким разочарованием о поступке Мищика я, к своему удивлению, наткнулся на полное равнодушие некоторых моих коллег, армянских музыкантов, проживающих в Российской Федерации. Некоторых из них возмутил факт «Флагалища» Зактурецкого образования на обложке альбома Мищика, а в остальном… теория о «стравлении побратимов» с «общей историей и традициями» была воспринята вполне нормально (!!!). Как говорится: Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево. Вот так вот! Как быстро в уютной московской квартире забываются кровавые события 1988-90-хх…

Справка

Кларнетист – музыкант, профессионально владеющий этим инструментом в любом стиле и жанре. Кларнет появился в руках армянских музыкантов еще в начале 30-хх. Одним из первых армянских музыкантов был дед (не знаю его имени) великого армянского кларнетиста Каро Чарчогляна (родом из Гюмри, проживавшего в Баку). Дед, находясь на службе в царской армии, попал в духовой оркестр и дудукиста заинтересовал кларнет, который он позже привез с собой в Армению. Постепенно кларнет стал распространяться в среде армянских свадебных музыкантов и, к концу 50-хх стал вытеснять дудук, который можно было слушать только на похоронах…

Выдающимися армянскими кларнетистами были: Каро Чарчоглян, подаривший в Золотой Музыкальный Фонд Азербайджана лучшие образцы мугамов (мокам – араб). Могила Каро была местом паломничества армянских манасов (самоназвание армянских музыкантов в Баку). Могилы великого Каро Чарчогляна больше не существует, как и всех остальных армянских могил в Баку. После событий 1988 года многочисленные армянские музыканты и композиторы были изъяты из вышеуказанного музыкального фонда, и в лучших традициях кочевой туретчины память о них была уничтожена. Ещё один замечательный Мастер Кларнетист, Заслуженный деятель искусств Азербайджана Георгий Мартиросов, оставивший за собой много замечательных композиций и вырастивший целую плеяду кларнетистов. Мне лично посчастливилось поработать несколько лет под его руководством в армянском ансамбле «Гюльшен» при Доме Культуры им. Шаумяна, в Баку, в начале 80-хх. Список продолжат Агалар Минасов и Георгий Агабабов. В наше время очень много кларнетистов высокого уровня, как в Армении так и в диаспоре. Хотелось бы отметить имя одного из продолжателей стиля Георгия Мартиросова – Игоря Мирзояна (Монтинского), несколько лет назад ушедшего из жизни

Кларнетчик – околомузыкант, паяц с кларнетом в руках, не знающий нот и не владеющий в достаточной мере техникой исполнения, лишенный хорошего и чистого звука, не умеющий исполнять музыку акустически, без эффекта реверберация с повтором… Наш герой Мищик является Заслуженным Кларнетчиком!

Убедительная Просьба

Если вас приглашают на свадьбу или на торжество, пожалуйста, убедитесь в том,что на сцене не будет кларнетчика Мищика и ему подобных «стравленных побратимов», не знающих не только музыкальной грамоты, истории, но и потерявших и продавших своё собственное «ЯН».

БАКУНЦ

Также по теме