Корень слова «памятник» – память

Интервью Константина Валентиновича Сивкова агентству РЕГНУМ явилось невозможным, на первый взгляд, сплавом уважительной тактичности и беспощадной правды. Фактически военный историк сказал то, от чего я, в силу некоторых обстоятельств, воздержался в предыдущих статьях на эту тему. Ныне плотина прорвана, и я могу позволить себе раскрыть скобки на то, что сказал К.Сивков. А смысл сказанного им прост и доступен: «В Украине сегодня и завтра состоятся открытие памятников тем, чья робость (воспользуюсь этим словом) способствовала оккупации Крыма фашистами».

Немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн, командующий захватившей большую часть Крыма и Севастополь 11 армией вермахта, в своей книге «Потерянные победы» указывал на то, что он предпочитал прорывать оборону советских войск там, где дислоцировались сформированные в Азербайджане дивизии. Так же он поступил во время Керченско-Феодосийской операции.

Столь же невысокого отношения удостаивались военнослужащие из числа закавказских турок – «азербайджанцев» со стороны советского командования. Вот что писал о воюющих в Крыму закавказских турках генерал Л.Г.Иванов, в 1942 году – оперуполномоченный СМЕРШ. «Многие из них дезертировали в массовом порядке.
На вопрос: «Почему бежал?» у всех них был один и тот же ответ: «Курсак (желудок) больной». Многие в окопах замерзали, хотя мороз не превышал 4—5 градусов. Идя в атаку, они винтовку засовывали под мышку, руки — в рукава шинелей и — вперед. Если один из них был убит или ранен, то находившиеся рядом останавливались, садились на землю, образовывая живой круг, и выражали свое горе жалобными криками: «Вай, вай, вай…». Противник, видя неподвижную кучку солдат, открывал прицельный огонь и быстро уничтожал всех. На фронте азербайджанцев презрительно называли «ялдашами» (правильнее – «ёлдаш»), хотя это слово по-азербайджански обозначает «товарищ». (Л.Г. Иванов, «Правда о «СМЕРШ». – М.: Яуза, 2009).

Командир 223-ей дивизии, полковник Романов, пытался избавиться от военнослужащих «азербайджанцев», отказываясь, в противном случае, нести ответственность за успех действий дивизии: «…с азербайджанцами будет трудно воевать» (ЦАМО. Ф.209. Оп.1019. Д.412. Л.43).

Подобных примеров в Центральном архиве Министерства обороны РФ более чем достаточно, но мне на самом деле не хотелось бы заострять на них внимание. В конце концов, у меня, как и у десятков тысяч армянских бойцов Арцахской войны, есть собственный опыт столкновений с вооруженными силами Азербайджана, и каждый из армянских воинов способен добавить в указанный архив сотни воспоминаний. А если противная сторона, несмотря на катастрофические для Азербайджана итоги его агрессии против Республики Арцах в 1991 – 1994 годах, выразит недоверие и к нашим словам, то мне не составит никакого труда набрать пространную статью из выражений общенационального вождя этой республики Гейдара Алиева. Несмотря даже на то смешное обстоятельство, что после многократных цитирований «общенационального лидера» Азербайджана армянскими аналитиками и экспертами, в Баку серьезно «почистили» архив выступлений своего вождя.

Впрочем, в качестве предупреждения, одно высказывание Гейдара Алиева я все же приведу. «Не секрет, что во время последних событий на территории Джебраильского района, в Горадизе и других пунктах наши бойцы ушли со своих позиций даже раньше местного населения. Контролируя положение в Зангилане, принимая неоднократные меры для защиты района находящимися там вооруженными силами, мы вместе с тем стали свидетелями, что большая часть воинов оставила свои позиции без боя, без сопротивления, не открыв огня. Они предпочли отступить, сбежав на территорию Ирана», – горько сетует «великий лидер» Азербайджана, в свое время сам увильнувший от службы в армии.

Однако цель данного комментария заключается не в том, чтобы принизить азербайджанского аскера. Это мы, более чем убедительно, сделали в годы агрессии Азербайджана. Речь о другом. Фактически получается, и интервью К.Сивкова является тому подтверждением, что Украина сегодня ставит памятники тем, кто стал непосредственным виновником трагедии населения Крыма. Выразимся более ясно: логика нынешних событий показывают, что можно быть трусом, но богатым, дезертиром, но при деньгах. Потом, спустя некоторое время после окончания боевых действий, можно будет оплатить пересмотр и ревизию истории и купить себе право на возведение памятников «бесстрашным сыновьям и дочерям Азербайджана».

Попутно можно отчеканить фальшивую медаль, написать сценарий дешевого пропагандистского фильма и оплатить съемки фильма про массовый героизм «азербайджанцев» в ходе любой войны – от Троянской, до Арцахской.

Трудно не согласиться с комментарием К.Сивкова: «Если абстрагироваться от факта подлога, сам факт постановки Украиной монументов в честь азербайджанцев – солдат Великой Отечественной войны, уже заслуживает одобрения». Я также считаю, что никто – ни обворованные Азербайджаном дагестанцы, ни другие народы Советского Союза – не был бы против, если бы в самом центре Киева, на Крещатике, например, был возведен монумент в память об азербайджанских солдатах, погибших в ходе обороны и освобождения Украины. Но наша общая память не может молчать, когда благодарность одним выражается за счет кощунственного глумления над памятью других. Когда воинскую славу всех народов СССР пытаются приписать закавказским туркам – «азербайджанцам», примеры воинской «доблести» которых были приведены в начале статьи.

77-ая Симферопольская Краснознаменная Ордена Суворова стрелковая дивизия никогда не носила наименования «азербайджанская», как теперь будет написано на памятнике в честь ее бойцов. На памятнике же крупно выведено: «Бесстрашным сыновьям и дочерям Азербайджана». И здесь мне уже хочется обратиться не к руководству Украины, а к украинскому народу.

Являются ли бойцы дивизии, Герои Советского Союза Загорулько Дмитрий Сергеевич, призванный на фронт из Харькова, и Борщик Иван Владимирович, призванный из Киевской области, «бесстрашными сынами Азербайджана»? И, второй вопрос: «Как же так получилось, что «титульная нация» «азербайджанской» дивизии не породила для нее ни одного Героя? И, кстати, как так получилось, что «азербайджанской» дивизией командовали русские и украинцы? Что же это за «азербайджанская» дивизия, в которой не было ни героев ни командиров из Азербайджана?

Те же вопросы можно (и нужно!) адресовать и по 416-ой Таганрогской дивизии, в которой воевали Герой Советского Союза Сенатосенко Григорий Прокофьевич – призванный на фронт из села Боевое Донецкой области и полный кавалер Ордена Славы Безродный Сергей Тимофеевич, призванный из села Новомутин Сумской области. Неужели эти бойцы, являющиеся гордостью украинского народа, также являются «бесстрашными сыновьями Азербайджана»?

И еще один вопрос. Несколько лет назад, в Азербайджане, в Бакинском высшем войсковом училище, были снесены все бюсты Героям Советского Союза, выпускникам училища, в котором учились курсанты со всего Советского Союза. Знают ли в Украине, бюсты скольких украинцев были там снесены?

Пишу об этом отнюдь не для того, чтобы вызвать неприязнь к руководству Азербайджана. Мне просто хочется обратить внимание на двойной стандарт в подходах этой республике к нашей недавней истории. Для внутреннего потребления там одно отношения к Великой Отечественной, для саморекламы за пределами Азербайджана – другой. И хотя история не любит предположений, у меня лично нет никакого сомнения: если бы наши народы проиграли в Великой Отечественной войне, сегодня Баку тиражировал бы памятники «бесстрашным сыновьям и дочерям Азербайджана» – солдатам победоносного вермахта.
Повторюсь еще раз: Украина вправе предоставлять Азербайджану сколько угодно места для каких угодно памятников, а Азербайджан волен штамповать их в поточной порядке. И если Украина вознамерилась доказать дружбу с Азербайджаном, то она вправе воздвигнуть хоть по памятнику каждому из воевавших в Украине закавказским туркам – «азербайджанцам». Но никто никому не давал права обкрадывать народную память.

Когда Азербайджан принялся в массовом порядке втыкать во многих странах мира памятники своему «общенациональному вождю» Гейдару Алиеву, мы смеялись. Это действительно было смешно: памятник Г.Алиеву в Мексике, в которой он однажды мечтал побывать, или в Киргизии, в которой «свято чтут» память о том, как в то время первый секретарь коммунистической партии Азербайджана закупил в Киргизии… 15 белок. Для Азербайджана и Киргизии, 15 грызунов с пушистыми хвостами, возможно, действительно веха в истории. А мексиканцы так и не оценили величие грез Алиева, и вскоре снесли с постамента племенного вождя из далекой чужбины. А затем, на всякий случай, и сам постамент.

Слово «памятник» происходит от слова память. Но народная память крепче гранита и долговечнее бронзы. Мы ничего не имеем против воевавших с фашистами закавказских турок – «азербайджанцев» – солдат и офицеров Советской армии. Но мы категорически не приемлем кощунственные попытки украсть у народов бывшего СССР коллективную память. Великая Отечественная война – наша общая история, общая Победа и общая боль, и мы сделаем все возможное, чтобы нас не смогли лишить памяти.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме