Из серии «О Войне и Победе»
Удивительно, как много славных побед армянского народа пришлись на месяц май. Начало этой «традиции» армяне заложили еще в античные времена и закрепили в раннем средневековье, точнее, 26 мая 451 года, во время знаменитой Аварайрской битвы. И хотя сражение на Аварайрском поле закончилось «вничью», оно стало в нашей истории могучим стимулом для будущих побед, ибо Аварайр подтвердил право армян на самостоятельный выбор религии.
Пройдет ровно двадцать лет, и армяне одержат блистательную победу в Дзиравском сражении, наголову разгромив превосходящую по численности и «вооружению» (против войска под командованием Мушега Мамиконяна персы выставили еще и корпус из боевых слонов) армию противника.
Майские победы «преследовали» нас всю историю. Трдат Багратуни, Мушег Мамиконян, Смбат Багратуни, Ашот Еркат, Мхитар Спарапет, – наши полководцы словно специально подгадывали сражения с меняющимися захватчиками на май месяц. Армянский народ, наверное, вправе перефразировать Ф.Тютчева: «Люблю войну в начале мая». И уже не кажется случайным, что именно в мае (и вновь 26 числа!) произошли три судьбоносные битвы, спасшие армянский народ от окончательной гибели. В этот день, в 1918 году, армянские войска и ополчение остановили и повернули вспять турецких захватчиков, собравшихся провести последний акт Геноцида на территории современной Республики Армения. Но, турки «не угадали с датой», и были наголову разгромлены в сражениях у Сардарапата и Баш Апарана.
Были у армянского народа и совместные с союзниками громкие майские победы. Например, победа в сражении при Рандее в мае 62 года, когда возглавляемое армянским царем Трдатом армяно-парфянское войско разгромило вторгшихся римских легионеров. Эта битва завершилась неслыханным в истории Рима позором, сдавшихся на милость победителей римлян заставили пройти под ярмом и отпустили, безоружных, на все четыре стороны.
9 мая 1945 года весь советский народ, затаив дыхание и прильнув к динамикам, вслушивался в неповторимый голос Ю.Левитана: «Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершилась!»
47 лет спустя, 9 мая 1992 года, граждане Нагорно-Карабахской Республики, затаив дыхание и прильнув к динамикам, вслушивались в победный рапорт дикторши: «Армянские азатамартики (воины – освободители) победоносно завершили операцию по освобождению от азербайджанских оккупантов древнего армянского города Шуши. Наш Шуши свободен!»
Я далек от намерения сравнивать значимость этих блестящих побед для всего мира, советского народа в целом и армянского народа в частности. Каждая военная победа имеет свое место в истории, оставляет свой след в душе народа. И хотя достались эти победы разной ценой, в совпадении этих дат трудно не увидеть знак провидения.
В самом деле, на фронтах Великой Отечественной войны погибло более 300 тысяч только советских армян – страшная цифра для всего лишь одним поколением раньше пережившего Геноцид народа. Добавлю, что 300 тысяч, это – свыше десяти процентов от общего количества советских армян. А в годы отражения прямой военной агрессии Азербайджана против НКР армянский народ положил на алтарь свободы чуть более десяти тысяч человек: воинов, детей, женщин, стариков… Еще одно несравнимое сравнение: Советская армия освобождала мир от коричневой чумы, Армия обороны НКР освобождала от зелено-коричневой чумы «всего лишь» часть Страны Армянской.
Все это верно, но… 9 мая 1945 года бойцы легендарной 89-ой стрелковой национальной (армянской) Таманской дивизия кружились в народном танце «Кочари» у стен полуразрушенного Рейхстага в столице поверженной Германии – Берлине. А 9 мая 1992 года мы любовались армянскими бойцами, лихо кружившими победный «Кочари» у стен храма Святого Всеспасителя в Шуши.
Специально для тех, кто готов воспринять приведенные сравнения с иронией, приведу обратный пример. 25 апреля 1945 года на реке Эльба, недалеко от города Торгау, войска 1-го Украинского фронта встретились с войсками 1-й армии США. В результате соединения Советской армии с войсками союзников вооруженные силы Германии были расчленены на две части, что приблизило победу. В Арцахской войне все произошло наоборот: в результате освобождения Шуши Армия обороны НКР получила возможность изгнать противника из чужеродного клина, разделяющего две части армянской земли, и выйти к границе Армении. 18 мая! На Эльбе советские и союзнические солдаты разговаривали с помощью междометий, жестикуляций и радостных улыбок. На границе Республики Армения с Нагорно-Карабахской Республикой царствовал один язык – армянский.
Великая Отечественная война подарила миру и армянскому народу четырех маршалов и 56 генералов. Армянский народ дал 114 Героев Советского Союза, 27 полных кавалеров «Ордена Славы». Все эти цифры убедительно подтверждают: участие армян в войне было самостоятельным выбором народа: на фронт можно отправить насильно, что в иных случаях и с иными народами имело место, но никакими репрессиями невозможно заставить народ проявить массовый героизм. Для, возможно, не корректного, не, тем не менее, нужного сравнения, добавим, что советские республики Средней Азии и Азербайджана не породили ни одного маршала, а, вместе взятые, дали меньше генералов, чем армянский народ.
Массовый героизм армянского народа проявился, что естественно, и в годы отражения прямой военной агрессии Азербайджана против Республики Арцах. Да, победа была достигнута более малой кровью, по сравнению с Отечественной войной, но это лишь потому, что противника – азербайджанского аскера – никак невозможно сравнить с немецким солдатом. С другой стороны, «малая кровь» с лихвой «компенсировалась» разрушенными армянскими домами, полумиллионом обездоленных беженцев и всенародной скорбью о каждой жертве.
В самом деле, в годы Великой Отечественной войны получившие «черный треугольник» родные и близкие погибших, проплакав всю ночь, утром выходили на работу, продолжать ковать победу в тылу, в надежде, что после победы появится возможность навестить далекую родную могилу. В годы Арцахской войны все было иначе: каждый погибший воин, каждая мирная жертва тяжелой болью отдавалась в едином общенациональном сердце. Тысячи людей выходили на похороны, десятки, сотни тысяч уст сообщали друг другу о постигшей ту или иную семью трагедии. «Домашняя война» имеет свои особенности. Отечественная война унесла в тридцать раз больше армянских жизней, чем война с Азербайджаном, и имела гораздо более тяжелые демографические последствия. Арцахская война, утверждаю это с полным на то основанием, по эмоциональному воздействию на армянский народ имела такие же, если не большие последствия.
Победы в Арцахской войне воспринимались с большим воодушевлением, жертвы – с большей болью. Все это, естественно и логично: армянин, узнавший в сороковых годах об освобождении, например, Смоленска, искал город на карте, частенько отмечая его красным флажочком. Для армянина это была освобожденная от фашизма территория, еще один шаг к окончательной победе, не более того. В годы Арцахской войны все обстояло несколько иначе: освобожденные (или утраченные) в ходе боевых действий населенные пункты являлись не флажками на карте, а частью Родины. Арцахская война определяла национальную судьбу армянского народа, Отечественная война – его соучастие и сопричастие в борьбе с фашизмом, ассоциировавшимся у армян еще и с фашизмом турецким.
Последнее, кстати, в немалой степени объясняет и ту неистовость, с которой армяне воевали на фронтах Великой Отечественной. Мы сегодня вправе утверждать: в годы Второй Мировой войны армяне «стреляли в немцев и… уничтожали турок». Подобное восприятие фашизма у армян стимулировалось еще и тем, что в годы войны на армянском участке советской границы были сосредоточены десятки турецких дивизий, ждавших падения Сталинграда для нападения на Советский Союз. Победная Сталинградская битва, ставшая началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, стала судьбоносной в жизни Армении и спасла армянский народ от нового акта Геноцида.
Ежегодно 9 мая в Ереване можно наблюдать за встречным движением двух огромных людских потоков. Одни направляются из Ераблура – пантеона армянских бойцов, освободивших Арцах от турецкого засилья – в сторону парка Победы и Мемориала советского солдата, спасшего мир от коричневой чумы фашизма. Другой людской поток движется от Парка Победы в сторону Ераблура. В этот день армянский народ празднует две славные победы: Одну – на всех и другую – свою.
Май, месяц побед армянских. Побед, а, значит, войн, было много. Последняя на сегодняшний день война армянского народа против очередного агрессора закончилась подписанием соглашения о прекращении огня между Республикой Арцах и Азербайджанской Республикой. Президент Азербайджана, после множества попыток захватить Арцах и такого же количества поражений на фронте, исчерпав все ресурсы своего государства, взмолился о мире, который и был подписан в Бишкеке. 14 мая 1994 года.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН