“В Баку должны осознать: не получится у них силового решения”: президент РА Серж Саргсян

– Как бы вы прокомментировали последнее заявление президента Азербайджана, сделанное на линии соприкосновения, о том, что азербайджанская армия – одна из самых боеспособных армий и что она победила в апрельской войне? Как бы вы прокомментировали слова Алиева об Армении, которая, оказывается, “чтобы устоять на ногах, нуждается в помощи других”?

– Думаю. в таких заявлениях руководства Азербайджана можно увидеть истинную причину карабахской проблемы. Это наличие воинствующего режима, для которого вечная война с соседями – источник сохранения своей власти. Вы знаете, в заявлении Ильхама Алиева столько лжи, что если я начну комментировать каждый абзац этого выступления, то нам понадобится несколько дней.

Вкратце скажу следующее. За все эти годы политика руководства Азербайджана создала комплексы неполноценности и побежденного. И, естественно, азербайджанские власти используют любой повод, любую ситуацию для устранения этого комплекса, даже путем лжи, дезинформации и искажения реальности. Данное заявление не является исключением. Они всегда утверждали, что Азербайджан сильнее, чем Армения, что у них современное оружие, нефтедоллары, использовав которые смогут в любой момент захватить Нагорный Карабах. Столкнувшись с противоположной реальностью в ходе апрельской войны, руководство Азербайджана, не добившись своего, теперь вынуждено оправдывать все людские и военно-технические потери, понесенные в ходе апрельской войны.

Если азербайджанская армия сильна на словах, то мы доказали свою силу на деле. Нам не нужна пропаганда, чтобы доказать мощь и боеспособность нашей армии. Они убедились в этом в ходе навязанной нам войны 1990-х годов, они увидели боеспособность армии Нагорного Карабаха в ходе апрельской войны. Причем армия Карабаха противостояла не только азербайджанской армии, но и ее пособникам и наемникам. Если азербайджанская армия при наличии у нее современного вооружения и при пособничестве извне за четыре дня не смогла справиться с относительно малочисленными вооруженными силами Нагорного Карабаха, понесла крупные потери, захватив лишь пару высот, то, думаю, именно это является показателем боеспособности их армии, а не слова президента Азербайджана.

После обретения независимости перед Арменией возникло множество вызовов, будь то навязанная Азербайджаном война или блокада с востока и запада. Несмотря на все это и несоразмерность потенциала вооруженных сил Азербайджана и Армении и Карабаха, как 25 лет назад, так и полгода назад армянские вооруженные силы доказали, что они способны без помощи извне, сделав ставку на свои собственные силы, одержать победу и принудить противника к перемирию. Создается впечатление, что лидер Азербайджана пытается одержать “психологическую победу” над умами своего народа, преподнося желаемое за действительное. Мы исходим из того, что в вопросах обеспечения безопасности Армения прежде всего рассчитывает на себя. Безусловно, у нас имеются договоры о военном и военно-техническом сотрудничестве, которые призваны также выполнять сдерживающую роль при силовых поползновениях. Эти международные соглашения с четкими обязательствами призваны повысить уровень обороноспособности страны и эффективность решения задач, стоящих перед вооруженными силами.

И теперь постфактум строить из себя георя просто смешно.. У меня создалось впечатление, что в Баку относятся к военным действиям как к компьютерной игре в солдатики, делая при этом ставки. А вдруг повезет! Самое опасное, что на кон они ставят не только жизни молодых ребят, но и судьбу всего азербайджанского народа, не осознавая реалий: при условии инициирования со стороны Баку новой военной агрессии Азербайджану придется заплатить чрезмерно высокую цену.

Дело не в том, были ли в состоянии силы Армии обороны Нагорного Карабаха вернуть эти территории или нет? Дело в цене, которую пришлось бы заплатить за эти 800 гектаров. Для нас ценна каждая молодая жизнь, и мы до последнего будем стараться избегать возобновления боевых действий, пытаться сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки, в которой он оказался вследствие апрельской агрессии. Однако если Баку навяжет войну, то мы точно не будем в ответе за пушечное мясо, коим хочет увидеть свою молодежь, проходящую службу в рядах ВС, Азербайджан.

Возможно, если бы в свое время господин Алиев служил в армии, онбы не стал праздновать и мерить победу одной операцией. Мне кажется, что президенту Алиеву самому нужно сделать выводы как из войны 25-летней давности, так и из апрельской войны.

И как человек, который и срочную службу прошел, и долгие годы был на руководящих постах в армии, должен сказать следующее: победа или поражение армии заключается не в одной операции, а в поставленных целях и их достижении. Какую цель имела апрельская агрессия по всему периметру линии соприкосновения с Карабахом? Ночью, нарушив перемирие, напасть на противника, убить стариков и потом осквернить их тела, а далее выдумывать гектары, демонстрировать отрезанные головы армянских солдат и награждать тех, кто это сделал, это ли является “профессионализмом, героизмом и мастерством”, о которых упоминает г-н Алиев? Ну что тут добавить?

Нам не нужна вечная война, но если руководство в Баку захочет вновь испытать судьбу, то пусть подготовится к худшему сценарию. Потому что тогда им будет некого обвинять в потере городов и районов. В Баку должны осознать: не получится у них силового решения. Армянская армия – это весь наш народ, который, как и более двадцати лет назад, так и в апреле стал на защиту своей Родины.

Аревик ЧИЛИНГАРЯН
Голос Армении

Также по теме