Сотрудник одной из известных армянских газет звонит утром 23 апреля: «Как вы считаете, будут ли в этом году новые признания Геноцида армян?» Ответ явно разочаровал журналиста.
В самом деле, не слишком ли мы увлеклись «борьбой за признание» Геноцида армян в Османской Турции? Не сужаем ли мы тем самым само понятие hАй Дат (Армянский Суд, практически всегда неправильно переводимый на русский язык как «Армянский вопрос»)? Не забываем ли мы в пылу этой борьбы самих безвинно убиенных наших предков?
Я ни в коем случае не призываю отказаться от борьбы за признание миром Геноцида армян, мне просто хочется разобраться в применяемой нами методике этой борьбы. Все ли мы делаем правильно? Учитываем ли мы все аспекты этой борьбы, все ее подводные камни и пороги: территориальные, политические, военные, психологические, гуманитарные, экономические?..
Сегодня, 24 апреля, 98-ая годовщина Геноцида. По всему миру пройдут акции и мероприятия, в армянских церквах будут заупокойные мессы, со словами сострадания и сочувствия выступят политики – чаще оппозиционные – разных стран, Барак Обама в очередной раз произнесет заученную фразу о Мец Егерне. Завтра, 25 апреля, возможны некоторые политические афтершоки, а потом жизнь вновь войдет в привычное русло… до третьей декады апреля будущего года.
Вы еще не слышали? Такой-то город признал Геноцид армян в Османской Турции. Проверять не надо: все верно. В прошлом году этот город легализовал однополые браки, пару недель назад признал право однополых «супругов» на усыновление детей, теперь вот, признал Геноцид армян. Очередной успех на сложной и долгой дороге длиной в 98 лет.
А в другом городе другого государства, в прошлом году продавшего Азербайджану осужденного на пожизненный срок закавказского турка – убийцу спящего армянина и прямого продолжателя идеологии физического уничтожения армянского народа – установили монумент в память о жертвах Геноцида армян. Теперь тот убийца продолжит оттачивать топор и делиться опытом с подрастающими убийцами-соплеменниками, ибо они должны в совершенстве овладеть искусством отсечения головы у спящих армян. А сами армяне будут возлагать цветы к памятнику.
Насколько эффективна эта политика? Вот пример: 14 апреля 1912 года в водах Атлантического океана затонул пассажирский лайнер «Титаник». Во время этой трагедии утонуло 1514 человек, ровно в тысячу раз меньше, чем было умерщвлено армян в годы Геноцида. Живущие за пределами Армении наши соотечественники имеют возможность провести экспресс-опрос среди незнакомых им французов, русских, американцев, англичан, ирландцев и т.д., о какой из этих трагедий им известно больше?
Мы копируем еврейские организации, проведшие огромную лоббистскую, правовую, политическую и иную работу для признания Холокоста, не задумываясь о концептуальных различиях между Германией и Турцией с одной стороны и Арменией и Израилем – с другой. Холокост был нужен евреям не только для морального удовлетворения, но и, не в последнюю очередь, для приобретения финансов, необходимых для построения государства и обустройства переселенцев в Израиль. Вопрос: признала бы Германия Холокост, стала бы она каяться и просить прощения у евреев, если бы понимала, что вслед за этим последуют территориальные притязания Израиля к Германии?
А тут еще появилась группка армян, уповающих на… турок. Мол, в среде турецкой интеллигенции растет понимание преступной сущности предков, рождается поколение турок, осуждающих Геноцид армян и готовых даже извиниться перед армянским народом.
Как, вы еще не знаете? Турецкий «меджлис мира» (оказывается, есть и такой), распространил заявление по случаю 98-ой годовщины Геноцида армян. В эйфории от этого известия мы уже не замечаем смысла самого заявления, в котором отмечается, что «… были разгромлены села, насильно отобрано имущество, церкви переделаны в мечети, склады. В Стамбуле были арестованы представители армянской интеллигенции. Чтобы замести следы, десятки тысяч армян были депортированы в пустыню Дер-Зор». Наконец, апогей заявления: «Турецкий парламент мира понимает и разделяет скорбь армян. 24 апреля мы будем в местах, где будут проводиться мероприятия скорби».
Как представляется, комментировать данное провокационное заявление никому не известного турецкого «меджлиса мира» не имеет смысла. Достаточно обратить внимание на указанные в нем причины депортации «десятков тысяч армян» в пустыню Дер-Зор. Между тем, данное заявление, по сути своей являющееся продолжением политики сокрытия преступлений Турции, без всяких комментариев распространено многими армянскими информационными агентствами как пример наметившегося облагораживания турок.
Самыми благородными турками были младотурки, 24 июля 1908 года фактически овладевшие властью в Турции. В первые дни после этого их лидеры – Энвер, Талаат, Назым, посещали армянские церкви и кладбища, где были захоронены сотни тысяч армянских жертв кровавого султана Гамида. Младотурки много говорили о покаянии, о вековом братстве, возлагали цветы и проливали слезы. А в апреле 1909 года устроили резню армян в Адане, предав ятагану свыше тридцати тысяч безоружных людей: детей, женщин, мужчин, стариков. Английский исследователь Е. Бенсон справедливо назвал это преступление «экспериментальной, пробной в политике младотурок».
Надежды на то, что турок цивилизуется, что на дворе уже очередной век – символизирующий очередной прогресс и так далее, являются преступным самообманом. Извинения отдельных турок, вроде широко разрекламированного армянами и ныне благополучно усопшего сайта, год назад собиравшего в виртуальном мире столь же виртуальные покаяния, предназначены не нам, а США с Европой. Это – современная форма имитации слез Энвера и Талаата на армянском кладбище.
Нам необходимо определиться, чего мы добиваемся: извинения и покаяния турок, или Родины? Первого добиться несложно, достаточно официально заявить о нашем отказе от памяти предков, от Родины и, для надежности, от всех форм компенсации за Геноцид. Турок будет счастлив таким исходом противостояния. И это действительно станет концом борьбы. Но если нашей целью является освобождение томящейся в плену части Родины, то мы должны понимать, извинений от Турции мы не дождемся.
Выбор цели равнозначен выбору стратегии.
Мы, простые граждане, а также наши политические деятели часто повторяем: «Турция должна расплатиться сполна». Это – нерешаемая задача. Полной расплаты, под которой, судя по всему, подразумевается покаяние, финансовое и материальное возмещение ущерба и возвращение нам нашей Родины, не будет никогда!
Мы все обязаны понять: даже если весь мир признает факт Геноцида армян в Турции и осудит это преступное государство, это не вернет нам нашу Родину. Признание Геноцида армян следует рассматривать исключительно в качестве начального этапа освобождения Родины. Армянский Суд (hАй Дат) не может и не вправе довольствоваться раскаянием преступника, неважно, деланным или искренним. Не может довольствоваться и финансовыми возмещениями. Нам не нужно покаяние турок, нам не нужны слезы турецких лидеров на самом большом в мире армянском кладбище – в пустыне Дер-Зора. Убийц детей не прощают. Мы не можем ограничиться моральной победой, нам нужна наша Родина.
Освободить Родину намного сложнее, чем добиться признания и покаяния. Для этого нам необходимо разработать новую стратегию борьбы, главным призом в которой станет самое ценное, что может быть в жизни народа – Родина.
Аналитический центр «Восканапат» призывает соответствующие организации к непубличным обсуждениям стратегии и тактики борьбы за освобождение пленной Родины, как на западе наших нынешних границ, так и на востоке.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН