1915 год. Могло ли быть иначе?

Николай Николаевич Юденич
(18 (30).07.1862 — 05.10.1933 гг.) —русский военный деятель. Один из самых успешных генералов России во время Первой Мировой войны, «носитель русской славы, не потерпевший ни одного поражения».

Генерал от инфантерии Н. Юденич мог не только стяжать лавры «второго Суворова», но и славу лучшего русского полководца ХХ века. Этот человек должен был стать кавалером ордена Св. Георгия всех 4 степеней. Таких в истории русской армии было всего лишь четверо: фельдмаршалы Кутузов, Барклай-де-Толли, Дибич и Паскевич. Генерал Юденич командовал в Первую Мировую Кавказской армией, а затем Кавказским фронтом – единственным, где русская армия не узнала горечи поражения или отступления.

К 1917 году победы на Кавказском фронте сделали Юденича героем России. Но о нем в советское время писали только с уничижительными эпитетами, а о его славе и полководческом таланте молчали вовсе. По советским учебникам и монографиям получалась полная ахинея – что Кавказская армия сражалась без военачальников, и при этом побеждала! Это замалчивание сделало свое черное дело. Сегодня мало кто знает, что именно благодаря Юденичу Российская империя должна была обрести проливы Босфор, Дарданеллы и Константинополь – Царьград, колыбель Православия, осуществить свою вековую мечту и великую миссию. До освобождения Константинополя от чужой и чуждой ему турецко-мусульманской оккупации оставались считанные дни. Судьба Турции была уже предрешена русским штыком – она должна была исчезнуть с Армянского нагорья и полуострова Малая Азия, как чужеродный элемент, принесший коренным обитателям – армянам, грекам только лишь рабство, османское иго.
Но… Антигосударственный переворот в России сделал ее из защитника и оплота

Православия его гонителем, из противника Турции она в одночасье, по химерическим устремлениям большевиков, стала ее союзником и другом, более того, она уступила ей не только ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ территории, завоеванные русским солдатом, но даже и те, которые НИКОГДА ей не принадлежали – часть территории Восточной Армении, перешедшей к России по Туркманчайскому договору с Персией. И более того – она создала на землях, также НИКОГДА Турции не принадлежавших, второе турецкое государство – Азербайджан, ставший сейчас головной болью и для нас, и для самой России. А сам Н.Н. Юденич, впрочем, как и П.Н. Врангель, как и А.И. Деникин, как и А.В. Колчак были объявлены ее врагами.

События, происходившие на Кавказском фронте, по времени и месту, а также по составу участников, имеют непосредственное отношение к Геноциду армян в Османской империи. Эти события, несомненно, прямо или косвенно, повлияли на решение (нерешение) Армянского вопроса и сегодня нуждаются в новой актуализации ввиду необходимости прояснить военно-политическую обстановку, на фоне которой совершалось одно из самых кровавых преступлений прошлого века.

Одержанные Юденичем на Кавказском фронте победы над превосходящими силами турок в Сарыкамышской, Евфратской, Эрзерумской, Трапезундской и других операциях в 1914-1916 годах, каждый раз с восторгом встречались союзниками по Антанте. В Сарыкамышской операции (9-25 декабря 1914 года), открывшей боевые действия на Кавказском фронте, русские войска неожиданным контрударом разгромили наступавшую 3-ю турецкую армию под командованием чудом унесшего ноги военного министра Энвера-паши (начальник штаба – германский генерал Ф. Бронзарт фон Шеллендорф). Бои шли на высоте более 2000 м., в условиях суровой горной зимы, непрекращающегося бурана, когда видимость ограничивалась буквально двумя шагами. Турки потеряли более 70 тысяч человек. К 23 января 1914 года у Энвера в армии осталось всего 12 тысяч боеспособных солдат. За Сарыкамышское сражение Юденич был награжден орденом св. Георгия 4-й степени и назначен командующим Кавказской армии в чине генерала от инфантерии.

По мнению некоторых историков, турецкие власти организовали массовое уничтожение армян в качестве мести за поражение турецкой армии при Сарыкамыше, что не соответствует истине: события 1915 г. был лишь пиком Геноцида армян, длившегося, с приливами и отливами, с 1894-го до 1923 г., и даже до 1936 г. (резня армян, алевитов и курдов в Дерсиме (Тунджели).
Летом 1915 года великий князь Николай Николаевич (командующий Кавказским фронтом) и генерал Юденич (командующий Кавказской армией) предприняли экстренные меры по предотвращению вступления нейтральной Персии в войну на стороне Центральных держав (Германии, Турции и др.). На ее территорию из Закавказья был переброшен 8-тысячный кавалерийский корпус, а из Туркестанского военного округа выдвинут сводный казачий отряд. Эти превентивные акции русских сорвали германо-турецкие попытки склонить Тегеран и Кабул к войне против Антанты. За разгром «правого крыла» 3-й турецкой армии (около 90 батальонов) в Евфратской операции, закончившейся 30 июля 1915 г., Н.Н. Юденич получил орден Св. Георгия 3-й степени. Вершиной же воинской славы Юденича стала беспримерная в истории русского военного искусства времён I Мировой операция – взятие крепости Эрзерум в 1916 г, за которую Юденич был награжден Георгием 2-ой степени. В плен попали более 13 тысяч турецких военнослужащих.

Крепость Эрзерум являлась единственным и сильно укрепленным районом на Армянском нагорье и в Малой Азии; 11 фортов, подготовленных к долговременной круговой обороне: многоярусные башни с крепостными орудиями до 50 стволов в каждом, окруженные глубокими рвами, и все это на высоте 2400 метров над уровнем моря. Один вид этой твердыни мог привести в уныние кого угодно, но не русских, для которых это было повторением пройденного. Наступление началось 28 декабря 1915 года. После месяца тяжелых боев русские войска 3 февраля 1916 года во 2-ой раз овладели Эрзерумской крепостью.

Этот успех, который в военной истории сравнивается со штурмом Измаила Суворовым, вызвал настоящий фурор. Перед русской армией открывался оперативный простор на Армянское нагорье и в Анатолию – центральные области Турции. Кавказская армия генерала Юденича продвинулись на 150 км. Турецкая 3-я армия была полностью разгромлена и потеряла больше половины своего состава: 66 тысяч человек убитыми и ранеными, 13 тысяч – пленными. Было взято 9 знамен и 323 орудия. Русская армия потеряла 2339 убитыми и 6 тысяч ранеными. Общие потери турок за кампанию составили 350 000 человек, из них 100 тысяч сдались в плен. Взятие Эрзерума открыло путь на Трапезунд, который был взят в апреле, а позже, в июле, был взят Эрзинджан (Ерзнка). Русская армия глубоко продвинулась на территорию Западной Армении, практически всю ее освободив от турецкого присутствия.

Из иллюстрированного журнала «Искры Воскресенье» от 3 апреля 1916 года:

«От Эрзерума к Трапезунду. Наши доблестные кавказские войска, заняв Эрзерум и оставив его далеко позади себя, победоносно продвигаются вперёд. Заняв 15-го марта город Офь и форсировав реку Огене-дере, они вступили на плацдарм, изрезанный параллельно текущими в глубоких долинах реками и ручьями. Приходится вести атаки в очень глубоком снегу, преодолевая при этом большое количество горных расщелин. На этом плацдарме, прикрывающем подступы к Трапезунду, турки оказывают упорное сопротивление, но наши, сбивая врага, уже 24-го марта перешли вторую реку Кара-дере. Отбросив неприятеля за реку Каре-дере, наши войска подошли почти к самому городу Сюрмене и теперь находятся в расстоянии всего 28 верст от Трапезунда».

Перед Черноморским флотом под командованием А.В. Колчака была поставлена задача оказать содействие приморскому флангу Кавказской армии в овладении Трапезундом. 23 и 24 января 1916 г. корабли Батумского отряда ЧФ капитана I ранга М. М. Римского-Корсакова подавили турецкие батареи у р. Архаве, что позволило Приморскому отряду Кавказской армии (15 тыс. человек, 38 орудий) генерал-лейтенанта В. Н. Ляхова перейти в наступление. При содействии морских десантов 1-ого апреля отряд вышел к позициям турок на р. Карадере.

25-26 марта в Ризе и Хамургяне были высажены две пластунские (пешие казачьи отряды) бригады (18 тыс. человек, 12 орудий), переброшенные из Новороссийска на 22 транспортах под охраной отряда кораблей. Бригады высаживались под прикрытием кораблей Батумского отряда и авиации. 2-ого апреля Приморский отряд, усиленный пластунскими бригадами, овладел сильно укрепленными позициями турок на р. Карадере, а уже 5-ого занял оставленный противником Трапезунд. В результате успеха Трапезундской операции была прервана кратчайшая связь 3-й турецкой армии с Константинополем. Организованные русским командованием в Трапезунде база легких сил ЧФ и база снабжения значительно упрочили положение Кавказской армии.

Насколько успешными были операции против Турции русских войск, настолько же неудачно действовали против нее союзники. С 19 февраля 1915 г. англо-французская армада (18 линкоров, 12 крейсеров, 40 эсминцев) стала бомбардировать турецкие форты, начав Дарданелльскую операцию с главной целью десантироваться на Галлипольский полуостров, овладеть Дарданеллами, Босфором и Константинополем. Несмотря на то, что союзная армия в 550 тыс. человек имела двукратное преимущество, союзники потерпели сокрушительное поражение и вынужденно эвакуировали экспедиционные силы из Турции в Грецию, на Салоникский фронт. Не лучше обстояли дела и на Месопотамском фронте. 22 ноября 1915 года под Багдадом турецкая группировка нанесла сокрушительный удар по британским войскам, и те, осажденные в крепости Кут-Эль-Амар, в апреле 1916 года капитулировали.

В итоге, спустя некоторое время, в Лондоне (май 1916 года) было заключено секретное соглашение (договор Сайкса-Пико), по которому союзники дали обещание России выполнить Англо-франко-русское соглашение 1915 года о проливах: присоединить к России Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы и примыкающие к ним районы европейской и азиатской части Турции, а также передать России области Эрзерума, Трапезунда, Вана, Битлиса (т.е. практически всю территорию Армении по Севрскому договору) и часть Курдистана.

Министр иностранных дел Сазонов так описывает достигнутую договоренность: «В числе упомянутых в английском меморандуме пожеланий были еще следующие: устройство в Константинополе вольного порта для склада и провоза товаров, имевших назначение в страны Малой Азии и Юго-Восточной Европы, кроме России; оставление Аравии и мусульманских святых мест под независимой мусульманской властью; подчинение нейтральной зоны в Персии английскому влиянию путем пересмотра русско-английского соглашения 1907 года. На все эти пожелания лондонского кабинета, как и на те, которые были нам выражены г-ном Палеологом относительно уступки Франции Сирии и Киликии, русское правительство выразило свое согласие. Дальнейшая разработка и уточнение территориальных приобретений наших союзников за счет Оттоманской империи были произведены позже, в личных переговорах между мной и их особыми уполномоченными, сэром Марком Сайксом и г-ном Пико. В апреле 1916 года, по окончании этих переговоров и выяснении пожеланий каждого из членов Тройственного согласия, я сообщил в письме к союзным представителям в Петрограде о согласии императорского правительства на предъявленные ими требования о присоединении Англией Месопотамии и Францией — Сирии и Киликии, под условием приобретения Россией в Малой Азии Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса вплоть до пункта на Черноморском побережье, который должен был быть определен при проведении новых границ. Часть Курдистана, лежащая на юг от Вана и Битлиса, должна была равным образом отойти к России, взамен чего Франция приобретала в Малой Азии значительную территорию с городом Харпутом. Вот в общих чертах соглашение, к которому пришло русское правительство с уполномоченными Англии и Франции в 1916 году».

Ясно, что данное соглашение в части, касающейся России, не было выполнено, поскольку после октября 1917 года она из члена Антанты превратилась в ее врага. Россия не приняла участия также в разделе сфер влияния по итогам Первой Мировой войны, зато, уже в большевистском статусе, заключила в 1921 году беславные Московский и Карсский договоры с Турцией, и тем самым не только утратила завоевания российской армии в Первой Мировой войне, но и уступила геополитическому противнику территории, отвоеванные в течение всего XIX века.

В этом контексте уместно заметить, что сегодня в российской прессе порой появляются опусы с экскурсом в 1918-1920 годы, с намеком и упреком в адрес армян и лидеров Первой Армянской Республики за их приверженность Антанте. При этом, нарочито умалчивается, в расчете на неосведомленность читателя, что Российская Империя сама была в числе стран Антанты. На чьей стороне тогда должны были быть армяне, если не на стороне доблестных генералов Деникина, Юденича, Краснова, Врангеля и других? (Вполне возможно, что среди причин, по которым большевики донельзя обкорнали Армению, отрезав от нее в пользу Турции, Грузии и Азербайджана (фактически – той же Турции) все возможное, не последнее место занимало и это обстоятельство: они не могли и не простили Армении союзничество с Белым движением и Антантой). И это в то время, когда большевики и эсеры в ожесточенных перестрелках выясняли, кто из них больше предан «мировой революции», и на каких условиях следует заключать Брестский мир. До сих пор турки оправдывают учиненную кровавую бойню в Западной Армении, называя ее «вынужденной депортацией» за приверженность армян Российской Империи.

Приведенные исторические события в контексте Армянского Вопроса вызывают обоснованное чувство досады, поскольку вынуждают оценивать трагическое прошлое в сослагательном наклонении (если бы…), что считается некорректным. Однако, с точки зрения постулатов геополитики, устремления России в регионе Малой Азии остались прежними. Тенденции России по освоению «Византийского наследства» совместно с восточнохристианскими народами, а также восстановлению своего влияния на Евразийском пространстве по всем признакам сохранились.

Более того, эти тенденции не могут угаснуть, поскольку геополитические тенденции нации и государства обусловлены совокупностью объективных и постоянно действующих внешних и внутренних факторов; временами они могут не совпадать с программными установками отдельных партий, лоббирующих группировок, политических доктрин и деятелей, однако результирующий вектор поляризации, как правило, сохраняет свою прежнюю направленность геополитических устремлений.

Энвер-паша и Отто фон Фельдман.

 

Боевые действия в 1914 г.

 

Армянские дружинники

 

Взятие Эрзерума. Одно из орудий, оставленных турками в крепостном форту.

Послесловие: Данная статья компилятивная, составленная по материалам русской прессы и российских аналитиков, в частности, ВН-Аналитик. Мои добавления и отдельные комментарии не меняют общей картины. Мы часто рассматриваем Армянский Вопрос в отрыве от геополитической и военной ситуации на Армянском нагорье, между тем как при таком рассмотрении многое видится под другим углом. Материалы эти интересны еще и тем, что свидетельствуют об идущей сегодня в России серьезной «работе над ошибками», что неизбежно должно привести к переосмыслению роли и места России в Закавказье, ее отношений с Турцией и соседями по Закавказью.

И еще: не нам указывать, кого самим русским считать героями, но для нас имена генералов Н.Н. Юденича, А.Н. Деникина, П.Н. Врангеля должны стоять рядом с именами их боевых соратников – генералов все той же победоносной Кавказской армии М.Б. Силикяна, Т.О. Назарбекяна и других. Для всех них понятия «честь» и «Родина» совпадали и были превыше всего.

Раздан МАДОЯН

Также по теме