Армянскому воину не впервой ликвидировать турецкие гособразования

Не подлежит сомнению, что в случае попытки силового реванша и возобновления боевых действий со стороны Азербайджана, армянские войска дадут агрессору адекватный ответ. Вместе с живой силой, военной техникой, тыловыми базами и системами жизнеобеспечения войск будет неминуема выведена из строя питающая западных потребителей углеводородная отрасль мазутного султаната. Более того, практически с полной уверенностью можно говорить о том, что гособразование, порожденное в Восточном Закавказье турецким империализмом и спасенное от неминуемой гибели российским большевизмом, прекратит свое алогичное существование.

Однако мало кому известно, что Армянское государство УЖЕ имеет опыт ликвидации турецких гособразований в нашем регионе. Скажу больше: имеет неоднократный подобный опыт.
Об этой малоизвестной странице недавней истории и расскажем в данном материале.
Как известно, 30 октября 1918 года в порту греческого города Мудрос, что на острове Лемнос в Эгейском море, на борту английского крейсера «Агамемнон» между представителями государств Антанты и побежденной Османской империи было заключено перемирие, вошедшее в историю под названием Мудросского, положившее конец кровопролитной Первой Мировой войне.

Согласно условиям перемирия, Оттоманская Турция – союзник Германии, Австро-Венгрии и Болгарии – обязывалась вывести свои войска из арабских стран, Ирана, Закавказья (ст. 11) (в том числе, Восточной Армении), Киликии (ст. 16) и шести вилайетов Западной Армении «в случае беспорядков в одном из них» (ст. 24), а также выполнить еще целый ряд крайне нежелательных для проигравшей стороны условий, которые фактически прекращали существование Турции как самостоятельного государства.

Кроме того, Мудросское перемирие предусматривало, что все военнопленные и интернированные армяне должны были быть собраны в Константинополе для последующей передачи их союзникам без всяких предварительных условий.

Условия Мудросского перемирия стали предметом обсуждения мирной конференции, открывшейся 18 января 1919 года в столице Франции Париже. И уже в конце месяца Верховный Совет Антанты принял решение, согласно которому Армения, Сирия, Палестина, Аравия и Месопотамия отделялись от Османской империи.

Послевоенное мироустройство в условиях появления новой всемирной политической организации – Лиги наций – подразумевало создание на останках четырех распадающихся империй (Российской, Османской, Германской и Австро-Венгерской) целого блока новых, политически самоопределившихся государств.

Но Турция не была бы Турцией, если б не попыталась хитрыми маневрами обойти навязанные ей условия и сохранить свое присутствие в Закавказье. Турецкий империализм, которому Мудросским перемирием предписывалось оставить регион, попытался «выкрутиться» из ситуации путем создания на территории бывшей Российской империи турецких квазиобразований – Азербайджанской Демократической, «Аракской» («Араздаянской автономной») и «Юго-Западной Кавказской» республик.

С первой из них все более или менее понятно. О зарождении в регионе этого турецкого выкидыша сказано и написано много, и рассмотрение этого вопроса не входит в рамки данной работы.

А вот короткая история двух других политических уродцев представляет определенный интерес по причине
а) малой изученности вопроса;
б) провозглашения их на территории уже существовавшей к тому времени Республики Армения;
в) красноречивой демонстрации неизменности притязаний турок на всю территорию Армении, в частности, на Ереван, Нахиджеван, Араратскую долину и Карсскую область;
г) осуществления первого этапа по созданию на обширной территории от Эгейского моря до Сибири так называемого Великого Турана.
Начнем с краткой хронологии событий.

29 декабря 1917 года большевистский Совнарком РСФСР принимает Декрет «О Турецкой Армении». Однако большевики вместе с изданием декрета спешно ликвидируют Кавказский фронт, не оставляя ни войск, ни времени для организации самообороны Западной Армении от турецких полчищ. В результате османские войска в короткое время овладевают всей территорией Западной Армении.
3 марта 1918 года в Брест-Литовске большевики подписывают с Центральными державами (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) сепаратный мирный договор, согласно 4-ой статье которого Турции передаются все территории Западной Армении, освобожденные в ходе войны, а, кроме того, – Карс, Ардаган и Батум.
12 апреля турки входят в Карс.
22 апреля 1918 года Закавказский сейм, не признавая Брест-Литовский договор, принимает постановление об отделении от Советской России и создании независимой Закавказской республики, которую Турция незамедлительно признает.

15 мая 1918 года турки нарушают перемирие, заключенное в конце апреля, и при поддержке артиллерии и управляемых немецкими летчиками военных аэропланов, имея десятикратное превосходство в живой силе, начинают вторжение в Армению. Их цель – прорыв в направлении Баку, захват бакинских нефтяных промыслов и создание в Восточном Закавказье и Северном Иране плацдарма для последующего вторжения на Северный Кавказ и в Среднюю Азию для осуществления заветной мечты – создания на огромных территориях от Эгейского моря до Сибири сплошного турецкого пояса – так называемого великого Турана. Параллельно с этим турки, в стремлении претворить планы ликвидации стоящего костью в горле армянского «клина», стремились окончательно решить Армянский вопрос – путем полного уничтожения коренного армянского населения.

Для достижения этих целей еще в феврале 1918 года они направляют в Гандзак (Гянджу) несколько сотен армейских офицеров – для осуществления работ по формированию воинских частей из местных мусульман – закавказских турок и курдов. В населенные мусульманами села спешно перебрасывается оружие и боеприпасы. В этот же день (15 мая) турки захватывают Александрополь, и начинают продвижение в двух направлениях – на Джаджур с выходом на Каракилис, и на Ереван.

17 мая на первом направлении турки (9-ая дивизия 3-ей армии под командованием Эсада-паши) достигают Каракилиса, а на втором 21 мая – Сардарапата. До Еревана, как и до окончательного уничтожения Армении, остается всего 7 верст.
С 21 по 29 мая происходит ряд судьбоносных сражений (в их числе, Каракилисское (Хшлагское), Баш-Апаранское и Сардарапатское), оказавших решающее влияние на сохранение за армянами их национального очага.
26 мая в Тифлисе Закавказский сейм объявляет о самороспуске.

28 мая Армения объявляет о своей независимости. В состав Первой Республики должны были войти Эриванская губерния (полностью), Карсский и Кагзманский гавары Карсской области (полностью), большая часть Олтинского и Ардаганского гаваров, Зангезурский гавар Елизаветпольской губернии (полностью), горная часть Казахского гавара (Иджеванский район) и Борчалинский гаварак Лорийского гавара Тифлисской губернии. В этих границах территория Армении составляла бы около 70 тысяч квадратных километров с полуторамиллионным населением.

До этого, 26 мая о своей независимости объявила Грузия. А 27 мая в одном из номеров тифлисской гостиницы «Ориент» было объявлено о возникновении в Закавказье первого турецкого гособразования – «Азербайджанской Демократической республики» со столицей в Гандзаке. Турецкий экспансионистский проект начинал приобретать реальные очертания. Турция гарантировала своему щенку всеобъемлющую военную поддержку и всестороннюю помощь в захвате Баку под столицу создаваемого квазигосударства.

В связи с провозглашением «независимой республики» первый премьер-министр сего гособразования Фатали хан Хойский, позднее за свои многочисленные преступления против армянского народа уничтоженный армянскими мстителями, не скрывал щенячьей радости и далеко идущих пантюркистских планов:

«Наша цель – Азербайджан, – наконец, достигнута. Осуществилась вековая мечта всех турок – объединение под знаменами султана. Теперь сердца трепетно ждут прихода турецкой армии, несущей освобождение горцам Кавказа, татарам Поволжья, сартам Закаспия, узбекам и киргизам, хивинцам и бухарцам Центральной Азии. Да здравствует объединение всех турок!»
29 мая в Батуме между Османской империей и Республикой Армения было заключено перемирие, а 4 июня – мирный договор, определивший Армении территорию всего в 12 тысяч кв. км в Эриванском и Эчмиадзинском уездах Эриванской губернии с населением, составлявшим, вместе с беженцами, около 1 миллиона человек. Турция также стала первым государством, признавшим независимость Армении – разумеется, в этих усеченных границах.
15 сентября 1918 г. войска турецкой Кавказской исламской армии под командованием Киллигиля Нури паши – сводного брата одного из главных виновников армянского геноцида, военного министра Энвера, и банды громил из числа закавказских турок врываются в Баку и устраивают резню армянского населения, унесшую жизни 30 тысяч армян.
30 октября, как мы уже упоминали выше, был подписан Мудросский договор, согласно условиям которого турки начинают покидать Закавказье.

16 ноября турецкие части оставляют Баку, 22 ноября – Александрополь. Однако многочисленные остатки турецких войск вливаются в «армию» АДР и в этом качестве принимают активное участие в военных операциях против армян, в частности, на всей территории Арцаха и Утика.

В это же время в Константинополе османские власти хаотично решают вопрос о стратегии своих дальнейших действий в Закавказье. В переговорах участвуют и «отцы-основатели» «независимой» АДР – младотурок Али-бек Гусейнзаде и руководитель «Азербайджанского национального совета» Мамед Эмин Расулзаде. Как один из вариантов, рассматривается идея о «воссоединении» Османской империи и Азербайджанской республики в единое государство.

Однако в случае подобного «воссоединения» турки рискуют быть обвиненными англичанами в демонстративном нарушении условий перемирия со всеми вытекающими отсюда для них последствиями. Поэтому решено остановиться на другом варианте – создании на территориях бывшей Эриванской губернии Российской империи и, по возможности, в Северном Иране нескольких турецких гособразований в пику «Азербайджану».

Сказано – сделано. 3 ноября 1918 года в захваченном турками Арташате, вслед за «Азербайджаном», объявляется «Аракская (Аразская) республика», также известная под названием «Араздаянской автономии», со столицей сначала в Игдыре, а затем – в оккупированном турками и уже частично деарменизированном Нахиджеване. Руководителем «республики» объявляется некто Амир бек Заманбекзаде.

5 ноября в оккупированном Карсе создается Милли шуро (правительство) «Национального совета Карса». Параллельно с этим турки формируют «национальные мусульманские советы» во всех крупных населенных пунктах Карсской области – Ардагане, Игдыре, Олту, Кагызмане, Сарикамыше, а также в Ахалцхе и Батуме. 1 декабря в Карсе представители «национальных мусульманских советов» объявляют о создании «Юго-Западной Кавказской демократической республики» или «Карсской республики».

Таким образом, разродившись химерическими образованиями, Турция постаралась пометить армянские территории. Как они прекратили свое существование, будет рассказано во второй части данной статьи.

ПАНДУХТ

Также по теме