Многолетний яростный лай каспийских шавок в адрес выдающегося армянского государственного деятеля, блестящего полководца и гениального мыслителя Гарегина Нжде, до сих пор вселяющего ужас в сердца потомков черных и белых баранов (в свое время турки звали Нжде Ажда-пашой, что значит «ужас» — Пандухт), наконец достиг ушей московских торговцев смертью.
Нынешний этап «мосечной» кампании по дискредитации великого сына армянского народа стартовал аккурат в канун установки в Ереване памятника ему. Правда, этот лай долго не приносил туркам нужного эффекта. Азербайджанский сайт в грузинской обертке Kavkazplus даже поплакался о «заговоре молчания» в российских СМИ, обосновав этот «заговор» тем, что, дескать, российская пресса «боится армянского лобби». Нервозность Азербайджана вполне объяснима: собственные пропагандисты для того, чтобы добиться «успеха» в российском медиаполе, слишком слабы и косноязычны, а платные содержанки в лице пары-тройки нерукопожатных российских медийных персонажей возложенных на них надежд, как и вложенных средств, явно не оправдывают.
Другой азербайджанский сайт, но уже рядящийся в российские одежды — «Вести Кавказа», совсем отчаявшись, истошно воззвал «ко всем патриотам России».
И произошло чудо: «патриоты России» этот звериный вой, то бишь «призыв», доносящийся с мазутных берегов Каспия, наконец, услышали. На сайте «Русская планета» появился пасквиль за авторством некоего Игоря Молотова под ласкающим турецкие уши заголовком «Памятник армянскому Гитлеру».
То, что разнообразные «патриоты России» периодически за мзду соглашаются на совокупление с бакинским человеконенавистническим режимом, ни для кого не является секретом. И пасквиль, рожденный очередной российской журнашлюшкой от такого совокупления, бесспорно оплачивался оттуда же, откуда регулярно получают свои вожделенные «трудовые куруши» жабьеглазые кузнецовы да марковы.
Но об этом чуть позже. А пока повторю то, о чем в своих статьях говорил уже неоднократно.
Гарегин Нжде — личность такого гигантского масштаба, которая априори не нуждается в защите — ни в моей, ни в чьей-либо еще. Тем паче, что он давно уже посмертно реабилитирован юридически. Понятно, почему об этом не говорят турки. Странно только, почему, неловко оправдываясь перед врагом и нашим специфическим другом, об этом факте молчат сами армяне.
При этом масштаб личности Нжде настолько велик, насколько и до сих пор не осмыслен и не оценен по достоинству нами самими. В армянской литературе и публицистике пока еще нет ни одного, достойного масштабу этой многогранной личности, исследовательского труда. Но, к счастью, такие попытки уже делаются.
В деле защиты Родины, государственного строительства, как и в своем гениальном предвидении последующих событий, этот человек стоит особняком в тысячелетней армянской истории. Ему практически в одиночку удалось сделать то, на что оказались не способны ни один политический или военный деятель Первой Республики, ни Первая Республика в целом. Я имею в виду историю создания Республики Горная Армения и сохранения Сюникского края в составе Армении.
Только благодаря упорству и героизму Нжде и его ополченцев, Сюник сохранил свою армянскую принадлежность. За одно это можно и, по праву, нужно считать Гарегина Тер-Арутюняна народным героем. Но в том и отличие подлинного гения от героев, в которых у нас никогда недостатка не было, что гениальность Нжде не ограничивалась лишь его воинским талантом, беспримерным боевым духом и делом спасением ЛернаАйастана.
До этого, в мае 1918-го, он сыграл ключевую роль в судьбоносном для Первой Республики Караклисском сражении, а в мае 1919-го, подавив турко-большевистский мятеж, сохранил армянскую государственность.
В преддверии Второй мировой войны Нжде провел колоссальную работу по спасению армянских общин Восточной и Центральной Европы, поскольку немецкое руководство с подачи своих турецких друзей, учитывая участие сотен тысяч армян в войне против Рейха, склонялось к тому, чтобы причислить армян к семитским народам со всеми вытекающими отсюда последствиями. И за это также нужно благодарить Нжде.
Кстати говоря, осужден обманом завлеченный в Москву Нжде был вовсе не за гипотетическое сотрудничество с немцами, а именно за свою героическую борьбу против турко-большевистских орд в Сюнике. При этом стоит отметить, что даже многие нацистские генералы после войны подпали под амнистию, а вот армянского героя она не коснулась. Да и тот факт, что дело Нжде советские чекисты окрестили «Зубр», тоже говорит о многом.
И вполне понятно, что высшей и единственной целью такого человека было освобождение и объединение Родины. И ради этой светлой и возвышенной цели Нжде был готов на всё. Именно поэтому он, также как когда-то в Сюникских горах, не покинул Болгарию, хотя запросто мог это сделать, а продолжал искать контакта с Советами (этим он занимался еще до войны, но так и не был услышан).
«Осенью 1944-го, когда Красная армия уже находилась в Румынии, и тысячи людей, боясь политических репрессий, стали уезжать, я не покинул Болгарию, хотя у меня были идеальные возможности в любую секунду выехать в любую страну. Я остался, ибо нужно было остаться! Остался, потому что и я, подобно многим, полагал, что Красная армия двинется на Турцию и, тем самым, осуществится наша национальная мечта», — писал он уже из советской тюрьмы.
А еще ему удалось немыслимое по тем временам дело — победить Систему. Система, которая уничтожила его физически, но так и не смогла сломить его дух, сама рассыпалась в прах. А дело Нжде, беззаветно служившего Родине и пронесшего свой крест до конца, как и его идеи, живут и будут жить в поколениях.
Гарегин Нжде был великим мыслителем и философом армянского народа, оставившим нам величайшее наследие — поистине бесценный кладезь философской мысли — в своих работах и идеологию Цегакронутюна. Каждое слово из его гениальных произведений, каждая мудрая цитата, каждая буква в цитате, многие годы недоступные большинству из нас, словно свет зажженной свечи в кромешной тьме, указывают нам правильную, национальную ориентированную дорогу в этом жестоком мире, нисколько не изменившемся за прошедшее столетие. Скорее наоборот — ставшем за это время еще более циничным и лживым.
*****
А теперь перейдем, собственно, к подлой статейке в «Русской планете», снабженной подзаголовком: «В Госдуме требуют обратить внимание на героизацию нацистских преступников в Армении».
Под громким термином «Госдума» в данном случае подразумевался один-единственный депутат от партии ЛДПР, известной своей конъюнктурностью и чисто статистической ролью, эколог Максим Шингаркин, скандально известный демонстративными отказами от досмотра его сумки в российских аэропортах и торговых центрах. В самой же Думе Шингаркин, напоминающий своими манерами и внешним видом бородатую победительницу предыдущего конкурса Евровидения, отметился разве что внесением на рассмотрение законопроекта, запрещающего выгуливать собак без намордников.
Видимо, уже одержав победу над братьями нашими меньшими, а заодно и над сотрудниками служб российской авиационной безопасности, да и вообще успешно решив все российские проблемы, Шингаркин теперь озаботился Арменией и ее «неправильными» героями. Результатом этих треволнений стал его донос на имя министра иностранных дел Сергея Лаврова с просьбой применить дипломатические меры в отношении руководства Республики Армения.
«Такие процессы, как установка памятника коллаборационистам — пособникам Гитлера, напоминают украинские, — возмущается эколог с намордником. — Тем более странно наблюдать эти процессы в дружеской, братской Армении, где силен интернационализм; в стране, которая дала блестящего маршала Баграмяна, чей полководческий талант внес большой вклад в дело Победы».
Кроме того, Шингаркин, ничтоже сумняшеся, имеет наглость советовать Армении «осторожнее подходить к выбору национальных героев».
Ну, а далее в статье начинается собственное творчество журналиста Молотова. Не совсем, конечно, его собственное. А если уж быть точным, то совсем не его. Поскольку, за отсутствием особого компромата на Нжде, Молотову приходится безбожно врать. Например, рассказывая о, якобы, сотрудничестве Нжде с СС, или называя Армянский легион «печально известным», хотя ни для кого не является секретом, что ни в каких карательных акциях армянские «легионеры» участия не принимали. Более того, в связи с тем, что среди них преобладали антигерманские настроения и тенденции к переходу на сторону Красной армии, значительная их часть вообще содержалась в концлагерях и использовалась в тыловых работах. И даже несмотря на это, зафиксированы массовые переходы армянских легионеров на советскую сторону. К примеру, на Украине из них даже был сформирован партизанский отряд, носивший имя А. Микояна. А во французском Ниме из бывших армянских легионеров был создан 1-й советский партизанский полк, которым командовал майор А. Казарян. Но упоминать о таких «мелочах» в задачи, поставленные перед Молотовым заказчиками статьи, разумеется, не входило.
Что касается Нжде, то для оценки его личности непредвзятому журналисту логично было бы обратиться к материалам из советских архивов, благо таковые имеются в открытом доступе. Вместо этого, в безуспешных попытках оболгать армянских национальных деятелей, Молотов не находит ничего лучше, чем обратиться к ревизионистской книжице «Миф террора» за авторством второсортного кинорежиссера, небезызвестного фальсификатора истории и отрицателя Геноцида армян Эриха Файгля. Это тот самый Файгль, которого профессор германистики при университете штата Иллинойс в Чикаго Дагмар Лоренц, в обзоре книги Эдгара Хильзенрата, опубликованном в ежегоднике Центра Симона Визенталя (организация, занимающаяся, в том числе, изучением Холокоста — П.), характеризует как сторонника «турецкой криптофашистской армянофобской пропаганды». Тот самый фашиствующий Файгль, который неуклюже пытался оболгать великого гуманиста Франца Верфеля.
Фашиствующий армянофоб Эрих Файгль
Работавший в Ближневосточном техническом университете в Анкаре историк Майкл Гюнтер в рецензии на книгу Файгля, опубликованной в бюллетене Турецкой исследовательской ассоциации, вынужден был признаться в сомнительности файглевской интерпретации Геноцида армян и даже подвергнуть фальсификатора критике за игнорирование «фундаментальных свидетельств массовых османских бесчинств». И это в турецком издании!
Гюнтер также рассказал о том, что бесплатные экземпляры книги Файгля активно распространялись турецкими лоббистскими организациями и группами среди правительственных чиновников США, в университетских библиотеках и среди частных лиц.
А теперь представьте весь сюрреализм ситуации: человека, всю жизнь боровшегося с турецким фашизмом, обвиняют в фашизме с помощью книжонки фашиствующего фальсификатора! Хорошо, что Молотову, выдающему Файгля за историка, не пришло в голову цитировать то, что тот в своей гнусной книжонке написал о русских — вот был бы конфуз!
Но самое смешное заключается в том, что саму книжицу фашиствующего кинорежиссера Молотов не читал, поскольку на русском языке она не издавалась. Вместо этого продажный журналист слово в слово цитирует отрывки из нее, опубликованные азербайджанской пропагандисткой Тофигой Гасымовой по кличке «Нурани» на сайте echo.az еще в 2012 году. Теперь кто-то еще сомневается, откуда растут ноги у этого журналистского «творчества»?
*****
Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Поскольку следующей в роли рупора азеро-турецких инсинуаций в адрес Нжде выступила не кто иной, как официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, выразившая «удивление» установкой памятника ему в Ереване.
В Армении уже более двух десятков лет имеются многочисленные памятники Нжде (например, в Капане, Горисе, Гюмри и т. д. — П.), его имя носят улицы и площади. Но вот «удивилась» Захарова, по странному совпадению, именно после массированной атаки на Нжде, проплаченной Азербайджаном. Поскольку ее реакция на вопрос о памятнике от азербайджанской журналистки в ходе брифинга, состоявшегося 2 июня, показывает, что тогда Захарова вообще ведать не ведала, кто такой Нжде (см. видео внизу страницы (1:18:05)). Причем «удивилась» пресс-секретарь настолько сильно, что даже позабыла перед своим безграмотным спичем хоть чуть-чуть поинтересоваться биографией армянского военно-политического деятеля, чем просто в очередной раз продемонстрировала свой «высокий профессионализм».
А вот чему шингаркины, кузнецовы, марковы и прочие друзья Азербайджана не привыкли удивляться, так это многочисленным памятникам, бюстам, мемориальным доскам и проспектам в честь нациста Эмина Расулзаде, призывавшего власти Рейха официально признать независимость Азербайджана, когда он будет «освобожден от русской нечисти штыками доблестных германских солдат». Или дому-музею и прочим «знакам внимания» в честь легионера СС Ахмедии Джебраилова, много лет выдававшего себя за героя французского Сопротивления и личного друга генерала Де Голля. Не удивляют их и издевательства и унижение в Азербайджане российских граждан, в том числе детей, из-за наличия не той фамилии и не той крови — точь-в-точь как в Германии времен Рейха; героизация подлого ночного убийцы Сафарова, награждение Алиевым его «коллег», позирующих с отрезанными головами армянских солдат, и другие многочисленные примеры фашиствующей армянофобии. Не было никакой реакции шингаркиных, упоминающих всуе имя дважды Героя Советского Союза Ивана Баграмяна, и тогда, когда в ноябре 1988-го закавтурецкие варвары сбросили с постамента памятник маршалу и, зацепив его тросом, под восторженное улюлюканье толпы таскали по улицам азербайджанских кварталов Гандзака. То же самое произошло и в высокогорном арцахском селе Чардахлу, давшем миру, помимо Баграмяна, и маршала бронетанковых войск Амазаспа Бабаджаняна, а также 12 генералов и 7 Героев Советского Союза. Каждый пятый житель Чардахлу, ушедший на войну, занял высшие командные должности, а каждый второй был награжден орденами и медалями. Здесь варвары осквернили музей, разбили памятники, уничтожили армянское кладбище с мемориалом сельчанам, погибшим в войне. Никакой «антифашистской» реакции из Москвы тогда также не последовало.
Бюст нацисту Расулзаде в Гандзаке
Если уж российским деятелям так приспичило повоевать с памятниками, а начинать со своих азербайджанских партнеров не хочется, то и на территории самой России существует огромный простор для приложения их усилий. Например, памятник атаману Всевеликого войска Донского Петру Краснову, казненному в 1947 году по обвинению в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками, установленный в станице Еланская Ростовской области еще в 2006 году и являющийся местом паломничества русских неонацистов. Или нынешний российский национальный флаг, использовавшийся военнослужащими Русской освободительной армии Власова.
Памятник Краснову в Ростовской области
К счастью, в России историей занимаются не только хвостатые экологи и танцующие блондинки. «Гарегин Нжде — это великий деятель армянского государства и армянского народа. То, что депутаты Государственной думы позволяют себе причислять его к нацистам, говорит только об их безграмотности», — говорит старший научный сотрудник Центра Кавказских исследований МГИМО Владимир Захаров.
Владимир Александрович солидарен с моим мнением о том, что подобные выступления — это результат антиармянской пропагандистской кампании, развернутой Азербайджаном, всеми способами пытающимся переписать историю.
Другой российский историк — Павел Шехтман — считает Нжде одним из реальных героев, создавших армянскую национальную государственность: «Он вел национально-освободительную борьбу. Ни Нжде лично, ни армянские легионы никаких военных преступлений не совершали. Наоборот, известны случаи, когда они помогали евреям. Его осудили по резиновой 58-ой статье, которая позволяла судить за любые действия, совершенные против «интересов мирового пролетариата». С точки зрения общепринятых норм права, это был чистый беспредел».
То, что это действительно так, подтверждает в своих работах сам Нжде:
«Меня судили за Зангезурскую оборону, не имея на это ни морального, ни юридического права, так как еще в 1921 г. декларацией правительства Сов. Армении я был амнистирован. Весной 1921 г. в Сисиане встретились представители Сов. Армении и Автономного Зангезура и пришли к соглашению. После этого, за подписью 5 народных комиссаров Армении, в официальном органе «Хорурдаин Айастан» была опубликована декларация, признающая Зангезур неотъемлемой частью Советской Армении. Этой же декларацией были амнистированы все участники обороны Зангезура».
Вопиющая безграмотность российских лоббистов Азербайджана с лихвой компенсируется запредельной наглостью. О каком «коллаборационизме» может идти речь, если Нжде вообще не являлся гражданином Советского Союза?
Можно, конечно, дав туркам иное наименование, дабы отделить «советских» от анатолийских, заодно мечтая о советизации Ирана, вдруг посчитать их «вековыми друзьями». Только действительно друзьями от этого переименования они не станут. Что доказывали не раз, и не два: и в 1918-ом в Баку и Шамхоре, и в 1990-ом в Баку, и сейчас, вышвырнув Россию с радиолокационной станции в Куткашене, перманентно угрожая проживающим в Баку русским и устраивая антироссийскую вакханалию в прессе по любому поводу — от задержания бирюлевского убийцы до сбитого над Сирией российского самолета. И в данном контексте те, кто за все вышесказанное одаривает турок дагестанскими водоразделами и лезгинскими селами (как когда-то армянскими селами в Арцахе), как раз и являются коллаборационистами, пособниками и турецкими прихвостнями. Также как и сегодняшние многочисленные российские лоббисты Азербайджана и Турции.
Армянский народ, давший единой стране в годы войны 123 героя Советского Союза, понесший в процентном соотношении к населению наибольшие людские потери, а за четверть века до этого прошедший через немыслимые испытания и понесший колоссальные человеческие потери от турецкого фашизма, ни один народ и ни одно государство в мире не смеет обвинять в симпатиях к нацистам.
У каждого народа есть свои особые национальные герои, чьи жизненные пути и свершения являют собой пример для последующих поколений. Именно таким героем в современной истории армянского народа является Гарегин Нжде. Весь его героический жизненный путь, без остатка отданный служению Отчизне, навсегда останется в памяти народной, служа примером и вдохновляя на новые подвиги и свершения его благодарных потомков.
ПАНДУХТ