Сирия: демаркационные линии, аналогичные линиям гражданской войны в Ливане в 80-ых годах

Один из самых компетентных и осведомленных специалистов по вопросам Среднего Востока, военный обозреватель кувейтского онлайн-ресурса Al-Rai Элайджа Дж. Магниер опубликовал очередную статью, касающуюся дальнейшего развития Сирийского конфликта. Предлагаю свой перевод данного материала без купюр.

Источник в верховном командовании Сирии рассказал Al-Rai, что государственный секретарь США Джон Керри в недвусмысленных выражениях проинформировал своего российского коллегу Сергея Лаврова о том, что «Соединенные Штаты cтремятся положить конец войне в Сирии, заморозив ситуацию на всех фронтах до выработки политического решения, которое может быть согласовано всеми сторонами, участвующими в Сирийском конфликте».

Далее источник сообщил, что «Америка посоветовала россиянам не увязать в сирийском болоте, как это случилось с США в Ираке, потому что Вашингтон не допустит поражения боевиков оппозиции, если посчитает, что его союзники проигрывают войну за контроль над основными районами, поскольку страны-спонсоры готовы продолжать поставки оружия, финансовых средств и кадров для оппозиции, также, как это делает Россия и ее союзники (Иран, Хезболла и иракцы из «Хашд аль-Шааби»). Таким образом, Соединенные Штаты считают, что установление бессрочного режима прекращения огня направит усилия всех сторон на ослабление ДАИШ и удержание ее в пределах определенной географической зоны, откуда она не сможет создавать угрозу окружающим».

Источник добавил, что «поиск решения в Сирии аналогичен проведению демаркационных линий в Ливане в 80-ых годах прошлого века, просуществовавших долгие годы, сопровождавшиеся небольшими стычками и боевыми действиями по этим линиям. Поэтому вполне естественно, что в тех или иных местах будут возникать спорадические бои, и ситуация на какое-то время может даже ухудшиться, когда одна сторона попытается победить другую. Но таковы требования начального этапа завершения войны. Подобное политическое решение не предполагает ни победителей, ни проигравших, но решение, которое никого не удовлетворит, в то же время и не спровоцирует ни одну из сторон. Учитывая, что давления со стороны США при нынешней администрации достаточно для того, чтобы удерживать региональных сторонников оппозиции от эскалации военных действий, а аналогичного давления России — на ее союзников, американское соглашение могло бы поддерживаться в течение многих месяцев и даже лет, в том случае, если американская администрация и в дальнейшем продолжит применять этот же подход, заложенный президентом Обамой».

Вполне естественно, что в результате подобного соглашения между союзниками возникнет внутреннее соперничество. К примеру, в Гуте более 500 человек были убиты в боях между союзниками из «Джейш аль-Ислам» и «Файлак аль-Рахман», поддерживаемыми «Джабхат ан-Нусрой», «Аджнад аль-Шам» и «Джейш аль-Фустат» (без участия «Ахрар аль-Шам»). Гута расколота на восточную и западную части, где собратья по оружию противостоят друг другу, как это происходило в Ливане между движением «Амаль» и палестинцами, или между движением и Прогрессивной социалистической партией, или между последней и «Аль-Мурабитун» и в прочих конфликтах. Поэтому сохранение военного противостояния между Дамаском и вооруженной оппозицией в замороженном состоянии будет достаточным поводом для внутреннего соперничества между самой оппозицией, «поскольку на руках у людей останется оружие, и начнется внутренняя борьба между самими полевыми командирами вооруженных группировок».

Свидетельством тому война, объявленная главнокомандующим протурецким движением «Нур ад-Дин» Тевфиком Шахабуддином боевым группам сирийских курдов, «если они не покинут территорий, занятых» после взятия под контроль курдскими «Отрядами народной самообороны» нескольких районов на севере Сирии, что отрезало пути снабжения через Аль-Кастельо, создав новую обстановку в регионе.

Это же вынудило ливанскую «Хезболлу» по решению верховного командования в Ливане передислоцировать и вывести ряд подразделений с новых «демаркационных линий», появившихся сейчас, поскольку наступательные операции в настоящее время приостановлены, сохраняя при этом задачу защиты стратегической линии, гарантирующей ей связь с Ливаном.

Руководство «Хезболлы» отказывается от вмешательства в сирийскую политику и не желает становиться частью политической сделки в виде соглашения США – Россия. Поэтому и было принято решение об отводе бойцов из районов нынешнего размежевания. Поскольку руководство в Дамаске приняло международное политическое соглашение, «Хезболла» будет выступать в роли защитника Дамаска и других крупных городов на сирийско-ливанской границе, и откажется от вмешательства в процессы государственного устройства на сирийской земле после того, как нынешние власти страны сменят наступательную стратегию на оборонительную.

Остаются две проблемы: «Джабхат ан-Нусра» и организация «Исламское государство» (ДАИШ). Что касается «Нусры», все заинтересованные стороны в Сирии считают, что режим прекращения огня развернет ситуацию против нее, если она не отмежуется от Аль-Каиды, растворившись в других оппозиционных группировках. Если «Нусра» останется на своих позициях, народ сам поднимется против нее при помощи всех сторон вооруженного противостояния.

Что же касается ДАИШ, логично допустить, что президент США Барак Обама не сможет разгромить эту организацию за оставшиеся семь месяцев своего правления, прежде чем покинет Белый дом. Но он может ослабить ее, объединив все стороны в борьбе против ДАИШ, превратившуюся в самое слабое звено в Сирии, Ираке и остальных странах региона. Руководство Сирии приняло решение о том, что сухопутные силы при российской поддержке будут продвигаться в направлении Аль-Шаира для восстановления контроля над нефтяными месторождениями региона и снятия блокады с Дейр-эз-Зора, не участвуя при этом в освобождении Ар-Ракки, поскольку битва за нее будет происходить коллективными усилиями.

Итак, начался новый этап в сирийской войне, характеризуемый деэскалацией боевых действий и разрухи, но окончательно не прекращенных. Региональные силы отходят в сторону, а их место на поле боя занимают полевые командиры, хотя сирийский народ еще не сказал своего последнего слова.

Элайджа Дж. Магниер

Перевод с арабского — ПАНДУХТ

Оригинал публикации — http://www.alraimedia.com/ar/article/special-reports/2016/05/23/681748/nr/lebanon

Также по теме