Из серии «О Войне и Победе»
Пару недель назад Министерство обороны Республики Армения распространило сведения, согласно которым на некоторых участках границы Азербайджана с армянскими государствами наблюдаются скопления азербайджанских отрядов специального назначения и специальной техники. Как сообщил пресс-секретарь Министра обороны Армении Арцрун Ованнисян, «азербайджанская сторона значительно активизировалась, и в настоящее время на азербайджанском участке границ армянских государств отмечается скопление военной техники и спецподразделений». «Министерство обороны отслеживает любое передвижение противника на приграничной полосе и готово предпринять соответствующие шаги с целью нейтрализации возможных провокаций и действий», – заверил Арцрун Ованнисян.
Интересно, что простое напоминание об Уставе ООН и его статье 51 – представляющей государствам право на индивидуальную самооборону, охладило показной «воинственный пыл» противника. В Азербайджане хорошо знают, что данная статья дает право государству применить силу не только для отражения вооруженной агрессии, но и для ее пресечения и предупреждения. Более того, государство, прибегнувшее к самообороне, в целях отражения, пресечения и предупреждения агрессии имеет право перенести боевые действия на территорию государства агрессора. Право на индивидуальную самооборону – важнейший постулат международного права, и мы имеем право уничтожить любые скопления войск Азербайджана, угрожающие нашим границам.
Вместе с тем, преследующий сугубо внутриполитические цели президент Азербайджана пытается не ударить лицом в грязь в глазах своих избирателей. По этой причине в последнее время из Азербайджана в адрес армянских государств раздаются все более воинственные заявления. Инициатором их является сам И. Алиев, а остальная мелочь вынуждена подхватывать, одни с удовольствием, другие без видимого удовольствия – вдруг придется отвечать? – агрессивную риторику президента Азербайджана. Мол, и меня посчитайте, и я свое тявканье в общий хор добавил. Между тем, оснований для этого неслаженного хора угроз – всего два: огромный и успешно разворовываемый военный бюджет, и непомерные, ничем не обоснованные амбиции И. Алиева.
В свою очередь, амбиции президента Азербайджана имеют еще и прагматичный характер: ему необходимо держать в страхе население Азербайджана. Для этой цели Алиев пользуется огромным карательно-репрессивным аппаратом (в том числе и составленными исключительно из этнических курдов отрядами) и культивируемым образом внешнего врага. При этом если раньше в роли врага выступали армянские государства, то с некоторых пор в категорию врага включены все, без исключения, армяне. Независимо от места проживания, вовлеченности в конфликт, социального положения, политических взглядов и так далее. Вряд ли это поймут некоторые наши доморощенные пораженцы и либералы, но даже наиболее ярые приверженцы «сдачи армянской земли в обмен на мир» из армянской среды числятся в Азербайджане в категории «отложенных» врагов.
Надо сказать, что, невзирая на воинственнее заявления, в Азербайджане обоснованно боятся ввязываться в драку: как минимум два президента Азербайджана до эпохи И.Алиева обещали покончить с собой, если не откушают чаю в Степанакерте и не омоют ноги в Севане. Напомним, что один из них затем умер собственной смертью, а другой давно уже превратился в политический труп. По этой причине Ильхам Гейдар оглу лишь невнятно обещает закавказским туркам «в нужное время» воспользоваться последствиями раздуваемого военного бюджета. Между тем, это «нужное время» может настать и вопреки воле и желанию президента Азербайджана. Речь пока не о том, что войну могут начать армянские государства, хотя в наших с Азербайджаном отношениях мы обязаны всегда иметь в виду эту возможность.
В самом деле, новая агрессия Азербайджана откладывается из-за противодействия мировых полюсов и в первую очередь государств – сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Однако их интересы в силу политических или экономических причин могут претерпеть изменения, и кому-нибудь из сопредседателей война может оказаться выгодной. В этом случае новая агрессия Азербайджана против Республики Арцах примет обязательный характер. И, что интересно, результаты этой агрессии будут зависеть не от военного бюджета Азербайджана, а от способности руководства армянских государств изжить насколько привычный, настолько и порочный стереотип наших войн с закавказскими турками. Порочным стереотипом являются регулярные успехи армянского воинства на поле боя и столь же регулярные потери исконно армянской земли.
Это действительно может показаться странным, но стремление армянина – выдающегося, без всякого преувеличения, воина – избежать войны, немало раз оборачивалось территориальными потерями после блестящих побед. Мы воюем, превосходно, только тогда, когда война уже переступает порог нашего дома. А выбросив врага из дома, считаем задачу выполненной, соглашаясь при этом на уступки и прощение. Между тем врага надо не отбрасывать, а уничтожать. Милосердие не для врага. При всей пространственной и территориальной недостаточности современных армянских государств, в них найдется достаточно места, чтобы выделить наделы для массовых могил вторгшегося в наш дом врага. С этой точки зрения трудно не согласиться с мнением Министра обороны Армении Сейрана Оганяна, считающего, что Армения должна продолжать политику принуждения Азербайджана к миру. Однако при этом следует помнить, что наиболее «принужденный к миру» враг, это – мертвый враг.
Возможная новая агрессия Азербайджана должна стать последней. Это – главная задача Армянской Армии. Уничтожить вооруженные силы Азербайджана вместе с самим Азербайджаном. Свято придерживающийся христианской заповеди «не убий», армянский народ раз за разом платит за это неимоверно дорогую цену. Именно по этой причине я не могу согласиться с мнением Раздана Мадояна, доказывающего, что «война должна заканчиваться там, где она начиналась». Мадоян имеет в виду, что акт о капитуляции Азербайджана должен быть подписан в Баку. Однако никакая капитуляция не убережет нас от последующей агрессии Азербайджана (вспомним хотя бы, что капитулировавшая в Первой мировой войне Германия спустя два десятка лет вновь разожгла костер Мировой войны), если мы позволим этому образованию сохраниться.
Мы можем быть уверены в том, что агрессии больше не будет, лишь в случае уничтожения самого государства Азербайджан. Для этого, возможно, не обязательно идти в Баку. Тем более, что это будет сопряжено с потерями в рядах нашей Армии. У нас также нет необходимости подрывать и уничтожать различные нефте- и газопроводы: возможная новая агрессия Азербайджана должна обернуться уничтожением источников для этих труб – нефтегазовых месторождений на Каспии. Они все равно будут восстановлены теми, кто нуждается в каспийских энергоресурсах, а трубы превратятся для нас в стабильный источник доходов от транзита по нашей освобожденной земле.
В 1994 году трехлетняя прямая военная агрессия Азербайджана закончилась тем, что Гейдар Алиев вымолил прекращение огня ценой возвращения армянскому народу части нашей Родины. Сегодня эти освобожденные и реинтегрированные в Республику Арцах районы Азербайджан называет «оккупированными», демонстрируя при этом готовность возобновления агрессии с целью их «возвращения». В этом заключается вся суть хваленой тюркской дипломатии: умение целовать руку победителя, и при этом затачивать ятаган. И именно этой возможности мы должны лишить Баку в случае новой агрессии.
Войну, если она начнется, необходимо будет, невзирая на неминуемые протесты сильных мира сего, продолжать до акта о безоговорочной капитуляции Азербайджана, с открытым судом над ее зачинщиками и принуждением этого образования к выплате контрибуций и репараций. Самое важное, в этом акте необходимо будет вписать статью, вынуждающую Азербайджан организовать на левом берегу Куры конфедерацию из четырех, пяти или шести республик, с закрепленными за ними правами на государственное самоопределение. Как будут названы субъекты этой федерации или, если они того пожелают, новые государства – дело аварцев, талышей, лезгин, татов, закавказских турок и, возможно, удин. Но вот «общего» названия «Азербайджан» быть не должно.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН