Здесь друг твоего друга – твой друг…

Дорога до Арцаха была насыщена потрясающими видами гор, равнин, живописных населенных пунктов. Несколько раз открывала окно, чтобы подышать воздухом, наполненным ароматом цветущих абрикосовых деревьев. Очень много останавливались и фотографировали. Поразили целые колонии аистов, которые строят свои гнезда прямо на электрических столбах и совсем не боятся людей. Очень красиво и романтично смотрятся эти бело-черные пары, стоящие рядом друг с другом и едва соприкасающиеся длинными клювами.

За 350 километров я успела побывать во всех временах года. Из весны мы въехали в зиму и застряли на перевале в большой пробке. Мела метель, машина покачивалась под сильными порывами ветра, было очень уютно в тепле железного друга. Местный МЧС с ярко-красными от сильного ветра и снега лицами выталкивали застрявшие машины, костерили хамов, которые выползли на встречку, работали очень четко и слаженно. Достаточно быстро все было сделано, и мы снова вернулись в весну. В равнинах уже вовсю цвели цветы, пели птицы и было тепло, как летом. А в одном месте, где мы остановились, охотясь за чудесными видами, стояли деревья с пожухлой листвой, и все дышало осенью.

А потом начался серпантин… Последние 90 км лично для меня были тяжелыми. Вся мелькающая за окном красота тогда потеряла всякую привлекательность. Через каждые 5 минут меня тормошили вопросами: «Как я?», поэтому старалась время от времени подавать признаки жизни, которые сводились к тихому поскуливанию на заднем сидении, чтобы ехали помедленнее и считала оставшиеся километры до Степанакерта.

Степанакерт – столица Арцаха. Город относительно небольшой с население в 50 тысяч человек. Находится в окружении гор. Первый раз я его увидела на очередном повороте серпантина, подсвеченного лучами заката. Великолепный панорамный вид, но сил выйти и сфотографировать уже не было. После того, как выползла из машины, единственное желание было лечь и не вставать до утра, но уже буквально через полчаса начала с интересом рассматривать новое пристанище.

Вечером пошли в гости в так называемое социальное жилье. Целый квартал красивых комфортных многоэтажных домов с детскими площадками, беседками, стоянками и даже оборудованными мангалами. И, конечно же, развешенное между домами белье, прекрасно освещенное фонарями! Кругом чистота и порядок. Здесь однозначно заботятся о военных и их семьях. Мне сложно было представить что-то подобное до этого. Пешеходов мало, в основном все на машинах. Поразило большое количество гостиниц для такого города. Инфраструктура развита на любой вкус и кошелек. Большие перепады высоты по всему городу, то спуски, то подъемы, варьируется только угол наклона. Воздух чистый. Из любой точки города отличный вид на живописные горы, до которых добраться пешком оказалось совсем непросто без знания города. Детских площадок мало, но тут дети всегда находят, чем себя занять. Много скульптур, все они разные и интересные. По всему городу многочисленные родники с вкусной водой. Очень заинтересовала архитектура старых построек с выносными балконами. Вообще город привлекательный и органичный.

Армяне Еревана и карабахские армяне сильно отличаются, у них даже язык разный. Здесь ударение ставится на первый слог, что более привычно для моего слуха. Гортанные звуки тоже есть, но они звучат по другому. Очень много русских слов в обороте. Если знать тему разговора, то в общих чертах понимаешь, о чем разговаривают вокруг тебя люди. Даже маленькие дети понимают русский язык. Через какое-то время начала понимать часто повторяющие слова, хотя специально их не учила. Но выговорить, не исковеркав, так и не получилось.

Дети меня звали Русерен хосох – говорящая по-русски, после того, как осталась с ними одна. Я с ними говорила на русском, они со мной на карабахском. Говорю, что не понимаю, начинают говорить громче, я снова, что не понимаю, мне еще громче. Дошло всё до крика. Тут я выдаю, что прекрасно слышу, но не понимаю, вот с того времени я и стала – Русерен хосох. А когда они начинали меня настойчиво о чем-то просить, то просто начинала перечислять все, что теоритически могло им хотеться, и в нужный момент они говорили: «Да!» Всегда можно найти пути общения – было бы желание.

Люди здесь прямолинейные, резковатые, упертые, но очень отзывчивые и гостеприимные. Лично мне было очень комфортно среди них. И если в Ереване время от времени напрягалась из-за «бабуинов», которые слишком навязчиво пытались завязать со мной знакомство, то здесь одна заходила в какие-то темные закоулки, не испытывая при этом дискомфорта. Правда одна гуляла только 3 раза, но все-таки. Первый раз вышла одна ранним утром, чтобы успеть сфотографировать восход и вершины гор в утренней дымке. Номера телефонов и адрес в телефоне, казалось, что все в порядке. Нагулялась от души, по ощущениям замыкаю круг, достаю телефон, чтобы посмотреть адрес и… О, ужас! Телефон отключился и больше не включается! «Вот я попала!» – была первая и единственная мысль. Но потом решила, что буду гулять по этому району час и искать знакомую машину у ворот, если не найду, то обращусь с полицию. Фамилии и имена-то знаю, как-нибудь найдут. Мне повезло, через полчаса я нашла машину и радостно устремилась в дом. Как мне потом сказали, что я на улице могла спрашивать, где живут такие-то и однозначно кто-нибудь да показал бы.

Случай не заставил себя ждать, чтобы проверить это утверждение. Как-то я осталась одна в незнакомом для меня обществе и когда уже захотела спать, то сразу же мне было предложено несколько вариантов ночлега, в том числе и там, где я нахожусь. Повторюсь, что меня там никто и знать-то не знал до этого. Попросила меня отвезти туда, откуда я приехала. А вот откуда я приехала, никто тоже не знал, в том числе и я, но они как-то все быстро выясняли, загрузили меня в машину и привезли. Далее картина маслом: – Ты в этом доме остановилась?

– Нет, там ворота другие были.
– Может этом?
– Эммм. Вроде похоже… – Отлично! Мы сейчас с тобой сходим на всякий случай и убедимся, что тебя здесь знают.

Далее диалог: Ваша? – Наша! – Забирайте)))

Здесь друг твоего друга – твой друг и это не пустые слова. Ярко присутствует ощущение настоящей жизни. Люди уважают и заботятся друг о друге. И такое впечатление, что все друг друга знают. У меня было ощущение, что я вернулась в детство, в родное село, где царила такая же атмосфера простоты, доверия и дружелюбия. Отдыхаешь душой и снова начинаешь верить в людей.

Екатерина КОРОБЕЙНИКОВА
Специально для Voskanapat.info 

Также по теме