Азербайджанские террористы и межэтнические столкновения в рядах ISIS

После того, как на прошлой неделе на севере Сирии в результате американского авиаудара был убит «военный министр» ISIS Умар аль-Шишани, личность его потенциального преемника остается неопределенной, пишет журналист панарабского канала Al Arabiya Моханад Хадж Али.

Источники в террористической организации в последние месяцы отмечают возрастающую роль в ней азербайджанских командиров.

В частности, двое из них предположительно выполняют ведущие военные и разведывательные роли в структурах ISIS в Сирии. Одним из них является ветеран боев в Ираке, известный член ISIS из числа закавказских турок, командир по кличке «Джундулла».

Ранее не отмеченный в пропагандистских статьях об азербайджанских боевиках в Сирии, Джундулла известен своим длительным боевым путем в Ираке (по информации, с 2007 года), а также в свете последних кадровых перестановок, связанных с этнической политикой ISIS.

Хотя этническое ядро руководства организации остается иракским, другие многочисленные группировки сражаются, зачастую с применением насилия, за более высокие места в иерархии.

«Иракцы, особенно бывшие армейские офицеры, являются идолами ISIS», — говорит журналист из Ар-Ракки Ахтам Алуани, чей родной город был объявлен столицей ISIS.

Присутствие данной террористической организации в Сирии проложило путь вверх по иерархической лестнице для боевиков других национальностей и этнических групп, таких как чеченцы, а именно для молодого Умара аль-Шишани. Чеченцы, дагестанцы и азербайджанцы в последние годы предположительно прибывают в Сирию организованными и подготовленными группами, что позволяет большинству из них претендовать на более высокие роли, чем одиночным иностранным боевикам.

Иностранцы-одиночки, как правило, попадают в руки наставников, что делает труднее для любого из них достижение более высоких позиций, так что «они либо исполняют вспомогательные роли, либо, в конечном итоге, используются в качестве водителей автомобилей, начиненных взрывчаткой», — говорит источник в сирийском Дейр-эз-Зоре, пожелавший остаться неназванным из соображений безопасности.

«Кавказцы прибывали группами, избегали местного населения, так как количественно их было достаточно для того, чтобы составить свои собственные социальные группы, небольшие сообщества», — говорит Oбада Кужан, бывший свидетелем появления кавказских боевиков, когда он являлся медиа-активистом сирийских мятежников в провинции Хама.

В Азербайджане с его шиитским большинством, где половина 9-миллионного населения идентифицирует себя как светское, некоторые обращенные шииты присоединились к ISIS, чтобы воевать вместе с азербайджанцами, составляющими суннитское меньшинство. В своей борьбе с пропагандой ISIS, группировка Джабхат ан-Нусра, связанная с Аль-Каидой, использует этих новообращенных шиитов для дискредитации организации как «просочившихся» бывших офицеров проамериканского режима в Азербайджане. В Азербайджане боевики ISIS стали известны после гибели борца Бахшалиева и видео, в котором боевик-азербайджанец призывает своих соплеменников ехать в Сирию, где они смогут есть шашлыки. Этот боевик предположительно был убит в прошлом году.

Потенциальная репутация является важной частью внутренней этнической политики ISIS. Kужан рассказывает, что встретил азербайджанского боевика «Джабхат ан-Нусры» на фронте в провинции Хама несколько лет назад. Он говорит, что «они завоевали репутацию свирепых боевиков», даже в большей степени, чем чеченцы и узбеки.

«В Ракке многие азербайджанцы обвинялись в «голоу», что означает невоздержанность, и были казнены», — рассказывает Алуани. По информации, в апреле прошлого года местные жители были возмущены тем, что азербайджанский имам мечети Усама Бен Зайд в Ракке призвал к обрезанию сирийских женщин, утверждая, что те слишком соблазнительны для иностранных боевиков. По словам Алуани, присутствовавшего в мечети во время этого выступления, спустя несколько дней он был найден мертвым.

«Призыв к обрезанию был неправильным, тем более что основная критика азербайджанских лидеров ISIS заключается в несвойственной роли их жен во внутренней политике организации», — говорит Алуани. Первоначально обучавшиеся в Афганистане и других местах, некоторые из этих азербайджанских женщин присоединились к женской бригаде ISIS «Аль-Ханса».

Азербайджанский блок в ISIS количественно возрос после выступления лидера организации Абу Бакра аль-Багдади в 2014 году, но он по-прежнему меньше, чем чеченский или тунисский. Тем не менее, закавказские турки мастерски играют на этнической политике, присоединяя к себе другие небольшие этнические группы, такие как дагестанцы и таджики, чтобы сформировать более сильную и влиятельную группировку в ISIS.

«Боевики из Дагестана поссорились с чеченцами из-за агрессивного руководства последних», — говорит Алуани. «Слухи о чеченских «предателях», работающих на Россию, всплыли после того, как силы ISIS стали терять территории, а авиаудары Москвы по Сирии усилились, — заявляет он, ссылаясь на свои контакты в организации. — Количество азербайджанских эмиров возросло, так как возросло влияние Джундуллы в группировке».

Этническая напряженность внутри организации вынудила ее руководство назначить местного вали (губернатора) из провинции Муавен с большим количеством иностранцев, который играет роль, аналогичную функции советников руководства в колониальную эпоху.

«Растущая роль азербайджанцев также связана с новыми развитиями в структуре ISIS — миграции иностранных боевиков, в том числе чеченцев и, особенно, магрибцев, в Ливию», — говорит Алуани. «Ливия является страной новых возможностей, новым туристическим направлением для боевиков», — заключает Al Arabiya.

ПАНДУХТ 

Также по теме