И снова о Сумгаите

Уголовное дело по факту массовых беспорядков в Сумгаите было заведено городской прокуратурой еще 28 февраля 1988 года, то есть в то самое время, когда в городе продолжались самые жестокие погромы и совершались самые чудовищные убийства (напомню, что семья Мелкумянов (отец, мать, двое сыновей и дочь) была зверски замучена 29 февраля.

1 марта 1988 г. дело было принято к производству и расследованию Генеральной Прокуратурой СССР. «Учитывая сложность расследуемого дела и предстоящий объем следственной работы создать следственную группу» под руководством следователя по особо важным делам при Генеральном Прокуроре СССР ст. советника юстиции В. С. Галкина. В данную группу были включены наиболее квалифицированные следователи прокуратуры, КГБ и МВД СССР. Следственная группа была создана тогдашним заместителем генерального прокурора СССР Катусевым — тем самым, чье выступление, по большому счету, и спровоцировало сумгаитские погромы. Напомню, что, выступая вечером 27 февраля по Центральному телевидению по поводу инцидента в Аскеране, Катусев упомянул о двух убитых азербайджанцах, сделав акцент именно на их национальной принадлежности. Его слова явились своеобразным подтверждением активно муссировавшихся по всему Азербайджану слухов о том, что в Зангезуре и Карабахе якобы притесняют и даже убивают азербайджанцев, и стали своеобразным катализатором погромов.

В состав следственной группы под руководством Галкина изначально был включен 181 человек. Кстати, 20 из них были азербайджанцами.

Известно, что по личному указанию президента СССР Горбачева единое дело о геноциде против армянского населения Сумгаита было раздроблено на десятки мелких уголовных дел, что, в конечном итоге, привело к утаиванию причин, породивших сумгаит, и оставлению безнаказанными его настоящих организаторов. В материалах следствия причиной указывался… большой объем следственных материалов:

«В совершении преступлений принимали участие сотни граждан. Погромы квартир, поджоги, избиения, изнасилования и убийства совершались группами бесчинствующих хулиганов. Часть из них следствием установлена, арестована и привлекается к уголовной ответственности. Некоторые осуждены. Эти лица изобличены в совершении преступлений в течение 27, 28 и 29 февраля 1988 года в разное время в различных микрорайонах и кварталах города Сумгаита. Расследование их преступной деятельности продолжается и займет длительное время.

В связи с большим объемом следственных материалов, большого количества лиц, участвовавших в массовых беспорядках, уголовное дело разделено на ряд самостоятельных производств».

Идея-фикс Горбачева и иже с ним состояла в том, что в стране победившего социализма не может быть никакого геноцида. Геноцид — это где-то далеко: и исторически, и географически.

Между тем, Международная Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая 9 декабря 1948 г. на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН и ратифицированная Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1954 г., дает четкое и обстоятельное определение этому преступлению против человечности. Из статьи II:

«…Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

б) причинение серьезных телесных повреждений… членам такой группы».

А статья III данной Конвенции гласит:

«Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;

б) заговор с целью совершения геноцида;

в) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;

г) покушение на совершение геноцида;

д) соучастие в геноциде».

Как видите, никаких разночтений быть не может. Собственно, читая обвинительные заключения по сумгаитским делам (например, дело №18/55461-88 банды, в которую входил так любимый азагитпропом уголовник Григорян), прекрасно видишь, что все, содеянное погромщиками, подпадает под Международную Конвенцию о предупреждении преступления геноцида.

«Принимая 28 февраля 1988 года в г. Сумгаите активное участие в массовых беспорядках, Сафаров, Мамедов, Гусейнов, Наджафов, Ганджалыев, Григорян и Исаев, находясь среди многочисленной группы хулиганствующих лиц, распространяли заведомо ложные злонамеренные слухи и измышления, подрывающие доверие и уважение к лицам армянской национальности, вызывающие чувство неприязни к ним, призывали к изгнанию граждан армянской национальности из города, к расправе над ними.

Сафаров, Мамедов, Гусейнов, Наджафов, Ганджалыев, Григорян, Исаев своими действиями, выраженными в демонстрационной форме и направленными на погром квартир и имущества граждан исключительно армянской национальности Есеян, Межлумян, Григорян, Оганесян, Шахбазян, Петросян, Тавадян, умышленное убийство гражданки армянской национальности Григорян Э. Ш., выражая тем самым неприязненные отношения к армянской нации в целом, по существу проводили агитацию с целью возбуждения национальной вражды и розни между гражданами армянской и азербайджанской национальностей, подрывая доверие и уважение к армянской нации, вызывали к ней чувство неприязни».

Как бы то ни было, и следственная группа под руководством следователя Галкина, и суды по сумгаитским делам, вооружившись определениями, сделанными Горбачевым (кстати, дипломированным юристом), когда он публично отверг обвинения в геноциде, заявив, что преступления совершались исключительно из хулиганских побуждений, и лишь «отбросами общества», под очевидным непрекращающимся прессингом сверху, занимались откровенным фарсом и профанацией.

Раздробленные дела, зачастую толком не расследованные, были разбросаны по судам разных городов огромной страны, при этом подавляющая их часть вообще рассматривалась в Баку и Сумгаите. По одному сумгаитскому делу вели Верховный Суд СССР, Волгоградский, Воронежский и Куйбышевский (Самара) областные суды (заседания облсудов проходили в Сумгаите). Все остальные дела вели Верховный суд Азербайджанской ССР и Сумгаитский городской суд. Каково было потерпевшим и свидетелям приезжать на суды в Азербайджан, где уже практически в полную силу бушевал огонь ненависти к армянам, объяснять, я думаю, излишне. Поэтому в данных процессах не принимали участие представители потерпевших и крайне редко участвовали сами потерпевшие.

Если суды в Российской Федерации были далеки от объективности, в ходе процессов выявлялись многочисленные грубейшие нарушения УК и УПК, можно только представить степень объективности судов азербайджанских, которые вообще не фиксировали никаких нарушений следствия. Достаточно посмотреть сроки, к которым приговаривались погромщики.

На начальной стадии расследования массовых беспорядков в Сумгаите в качестве подозреваемых было задержано более тысячи человек. Часть из них была привлечена к административной, а другая — к судебной ответственности. Уголовные дела на 183 задержанных были прекращены за отсутствием состава преступления, в том числе на 38 подозреваемых в умышленных убийствах и на 42 подозреваемых в изнасилованиях. 55 уголовных дел на 97 человек были направлены в суды для рассмотрения. Подавляющее большинство обвиняемых было закавказскими турками — «азербайджанцами»; четверо, включая все того же Григоряна — других национальностей. 78 человек было приговорено к различным срокам лишения свободы. В числе осужденных фигурировало четверо несовершеннолетних и четыре женщины. Один человек был приговорен к исключительной мере наказания.

Еще 444 человека предстали перед судом за мелкое хулиганство. Около 400 из них получили от 10 до 15 суток административного ареста.

Учитывая огромное количество лиц, участвовавших в погромах и массовых беспорядках, можно констатировать, что подавляющее большинство сумгаитских погромщиков осталось совершенно безнаказанными, фигурируя в делах как «неустановленные следствием хулиганствующие лица», или не фигурируя вовсе. Как уже было сказано выше, ни один из организаторов геноцида, совершенного против сумгаитских армян, выявлен не был.

В Верховном суде СССР рассматривалось уголовное дело № 18/60233 по обвинению Ахмедова Ахмеда Имани оглы в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 72, 15, 94 п. 2, 94 пп. 2, 6, 15, 94 пп. 2, 4, 17, 94 пп. 2, 4, 6, 8 УК Азербайджанской ССР; Исмаилова Ильхама Азат оглы в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 72 и 94 пп. 2, 6 УК Азербайджанской ССР; Джафарова Явара Гияс оглы в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 72, 94 пп. 2, 6, 15, 94 пп. 2, 4, 6, 17, 94 пп. 2, 4, 6, 8, 94 пп. 2, 4, 6, 8 УК Азербайджанской ССР (ст. 72 — организация массовых беспорядков, сопровождавшихся погромами, разрушениями, поджогами и другими подобными действиями, а равно непосредственное совершение их участниками указанных выше преступлений или оказание ими вооруженного сопротивления власти; ст. 94 — умышленное убийство).

Я приведу только один эпизод с участием данной троицы.

«…Продолжая свои преступные действия, Ахмедов А. И. от проходной молокозавода возвратился в 41а квартал и пришел к дому 5а, где уже находились Джафаров Я. Г., Исмаилов И. А. и группа неустановленных следствием хулиганствующих лиц. В это время несколько лиц из этой группы, в том числе Джафаров Я. Г. и Исмаилов И. А., вывели с целью убийства из подъезда Аракеляна А. Л., сбили с ног и на глазах у жителей квартала начали избивать. Подошедший Ахмедов А. И. присоединился к Джафарову Я. Г., Исмаилову И. А. и другим и начал избивать Аракеляна А. Л. В ходе избиения потерпевшего Ахмедов А. И. имевшимся у него в тот момент секачом нанес Аракеляну А. Л. с целью убийства из хулиганских побуждений удар по спине. Джафаров Я. Г. и Исмаилов И. А. имевшимися у них топорами с той же целью также нанесли Аракеляну по несколько ударов каждый по голове и другим участкам тела. В результате совместных действий Аракеляну А. Л. были причинены перелом свода основания черепа, переломы 5-10 ребер грудной клетки справа с разрывом легкого, от которых он тут же скончался. После совершения убийства, проявив жестокость, хулиганствующие лица труп Аракеляна сожгли».

Повторюсь: это только один эпизод преступной деятельности всего троих обвиняемых. Помимо этого за ними числятся убийство пятерых членов семьи Мелкумянов, убийство Миши Амбарцумяна, не доведенные (по различным причинам) до конца умыслы на убийство граждан Бабаяна А. А., Аракелян А. Т. (Аракелян Ася, супруга убитого Арташа Аракеляна, каким-то невероятным чудом, после многочисленных ударов ножом и жестоких избиений сумела выползти из горящего костра и выжила).

Обвиняемый Ахмедов в своем последнем слове попросил «помиловать его молодость».


Погромщик и убийца Ахмедов

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР признала Ахмедова А. И. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 72 УК Аз. ССР, ст. 15, 94 п. 2 УК Аз. ССР, ст. 17 и 94 п. 2, 4, 6, 8 УК Аз. ССР и назначила ему наказание: по ст. 72 УК Аз. ССР в виде лишения свободы сроком на 15 лет, по ст. 15, 94 п. 2 УК Аз. ССР в виде лишения свободы сроком на 10 лет, по ст. 17 и 94 п. 2, 4, 6, 8 УК Аз. ССР в виде исключительной меры наказания — смертной казни. В соответствии со ст. 38 УК Аз. ССР в качестве окончательного наказания по совокупности совершенных преступлений Ахмедов был приговорен к исключительной мере наказания — смертной казни.

«Приобщенные к делу вещественные доказательства: пиджак серого цвета, детские ползунки и мебельные доски — уничтожить. Взыскать с Ахмедова в доход государства судебные издержки в сумме 4018 рублей 04 копейки…»…

Был ли приведен приговор убийце Ахмедову в исполнение? К сожалению, нам этого выяснить пока не удалось.

Дело в отношении Исмаилова и Джафарова было направлено в прокуратуру СССР для дополнительного расследования. Их уголовное дело рассматривала судейская коллегия 1-ой степени Верховного суда Азербайджанской ССР. Знаете, сколько получили эти убийцы? Исмаилов был приговорен к 3, а Джафаров — к 2 годам лишения свободы. При этом, помимо соучастия в убийстве Арташа Аракеляна, Джафаров бил ножом Асю Аракелян, добивал топором по голове Эдуарда Мелкумяна. Это еще раз к слову о справедливости азербайджанской Фемиды.

 
Погромщики Исмаилов и Джафаров

Волгоградский областной суд рассматривал дело Назарова Лачина Бабахан оглы, Аскеровой Севиль Гаракиши кызы, Хидирова Намика Магомед оглы и Мехтиева Закира Али оглы.

Воронежский областной суд рассматривал дело Мехтиева Алемдара Гасaн оглы и Рзаева Закира Али оглы.

Куйбышевский областной суд — дело Гаджиева Намика Балоглан оглы. Все они были приговорены к различным срокам лишения свободы.

Все остальные сумгаитские дела рассматривались на территории Азербайджанской ССР.

Судейская коллегия 1-й степени Верховного суда Азербайджанской ССР приговорила:

29 марта 1988 года Бахишова Парвиза Фарман оглы по статье 72 УПК к 2 годам лишения свободы;

16 мая 1988 года Исмаилова Талеха Салех оглы к 15 годам лишения свободы;

24 мая 1988 года несовершеннолетнего Гарибова Яшара Ханлар оглы к 6 годам лишения свободы;

27 мая 1988 года Ибишова Айдына Иншаллах оглы к 3 годам лишения свободы;

2 августа 1988 года Аббасова Акифа Панахали оглы к 9 годам лишения свободы;

5 августа 1988 года Керимова Шарафета Муса оглы к 4 годам лишения свободы;

10 августа 1988 года Рзаева Видади Иджмеддин оглы к 3 годам лишения свободы;

17 августа 1988 года Наджафова Алемдара Табриз оглы к 2 годам лишения свободы;

17 августа 1988 года Байрамова Яшара Гурбан оглы к 3 годам лишения свободы;

18 августа 1988 года Тахмазова Забита Сурен оглы к 2 годам лишения свободы;

23 августа 1988 года Бабаева Санана Орудж оглы — к 4, Аббасова Ровшана Ильяса оглы и Габибова Алима Азиз оглы — к 3 годам лишения свободы;

24 августа 1988 года Балаева Мазахира Газанфар оглы к 9 годам лишения свободы;

29 августа 1988 года Эфендиева Махмуда Гурбан оглы к 3 годам лишения свободы;

2 сентября 1988 года несовершеннолетнего Мамедова Вугара Марифат оглы к 3 годам лишения свободы;

14 сентября 1988 года Самойлова Сергея Николаевича и Павловского Бориса Эдуардовича — к 3 годам лишения свободы каждого;

21 сентября 1988 года Гаджиева Мансима Болшевик оглы к 2 годам лишения свободы;

22 сентября 1988 года Мамедова Руфата Бунямин оглы, Джумшудова Вагифа Гулам оглы, Мамедова Юсифа Мухтар оглы и Алиева Агагусейна Абдулгусейн оглы — к 2 с половиной годам лишения свободы каждого;

29 сентября 1988 года Газиева Сахавета Фамиль оглы к 3 годам лишения свободы;

31 октября 1988 года Ахмедова Тариэля Малик оглы, Асадова Оруджа Гурейш оглы и Дадашова Илькина Ширали оглы — к 2 годам лишения свободы каждого;

31 октября 1988 года Мирзаева Акпера Мирза оглы к 3 годам лишения свободы;

10 ноября 1988 года Аббасова Эльхама Адыгезал оглы к 7 годам лишения свободы;

10 ноября 1988 года Гусейнова Арифа Мустафа оглы к 3 годам лишения свободы;

29 ноября 1988 года Мамедова Дильгама Гамад оглы и Мехтигулиева Шакира Али оглы — к 6, Гурбанова Сабира Губуш оглы — к 4, Давудова Видади Залил оглы и Гасымова Човдара Гамбар оглы — к 3, а Салманова Магомеда Магеррам оглы — к 2 годам лишения свободы;

30 декабря 1988 года Алиева Балами Гасангули оглы к 9 годам лишения свободы;

13 января 1989 года Азимова Садига Сахиб оглы к 3, а Велиева Эльмана Баладжа оглы — к 2 годам лишения свободы;

9 февраля 1989 года Гаджиева Намика Балоглан оглы к 2 с половиной годам лишения свободы;

17 февраля 1989 года Исаева Эльчина Магомед оглы к 3 годам лишения свободы;

28 марта 1989 года Гусейнова Ильгара Манаф оглы к 4 годам лишения свободы;

11 апреля 1989 года Рзаева Видади Микаил оглы — к 8, Гулиева Абдула Шамседдин оглы — к 7, а Гусейнова Низами Гамбар оглы — к 5 годам лишения свободы.

Про Исмаилова с Джафаровым мы уже упоминали.

Еще отмечу, что в сборнике «Сумгаит… Геноцид… Гласность?» имеется упоминание о приговоре, вынесенном Верховным Судом Аз. ССР 24 мая 1989 года Сафарову Адалату. В азербайджанских источниках я упоминаний об этом приговоре не нашел.

Кроме того, судейская коллегия 1-й степени Верховного суда Азербайджанской ССР рассматривала дело группы, в которую входил Григорян Эдуард Робертович, получивший в итоге 12 лет лишения свободы. Кроме него в банду входили Сафаров Низами Сумбат оглы, Мамедов Галиб Гадиршах оглы, Ганджалыев Эльчин Али оглы, Гусейнов Вагиф Вахабали оглы, Наджафов Надир Ахмедхан оглы и Исаев Афсар Ислам оглы.

Народный суд города Сумгаита приговорил:

31 марта 1988 года Мамедова Вагифа Зульфугар оглы к полутора годам лишения свободы;

31 марта 1988 года Расулова Рауфа Расул оглы к 1 году лишения свободы;

1 апреля 1988 года Алекперова Адалета Агарза оглы к полутора годам лишения свободы;

1 апреля 1988 года Энштейна Александра Владимировича к полутора годам лишения свободы;

1 апреля 1988 года Наджафова Надира Халфа оглы к полутора годам лишения свободы;

16 мая 1988 года Новрузова Алиаббас Новруз оглы к полутора годам лишения свободы;

2 августа 1988 года Ибрагимова Магеррам Гусейн оглы — к 4 с половиной годам лишения свободы; Ахмедову Айну Алигулу кызы — к 1 году принудительных работ с удержанием 20% от заработной платы;

Керимова Ильгара Мети оглы к 3 годам лишения свободы;

6 августа 1988 года Мирзаметову Бике Сеидалиевну и Гусейнову Кистамам Наджмудиновну к 5 годам лишения свободы каждую;

9 сентября 1988 года несовершеннолетнего Алиева Рафика Музаффар оглы к 2 годам лишения свободы;

19 октября 1988 года Гулиева Физули Атакишиоглы и Ахмедова Ягуба Агали оглы к 5 годам лишения свободы каждого;

1 ноября 1988 года несовершеннолетнего Гусейнова Шамиля Акпер оглы к 2 годам лишения свободы;

25 января 1989 года Алиева Ильхама Исполком оглы к 3 годам лишения свободы;

27 января 1989 года Мамедова Назиля Джалиль оглы к 10 годам лишения свободы.

Сколько каждый из них в реальности отсидел, нам также не известно.

Вот, например, видео с признанием Меджидова Маила Исмаил оглы в нападении на квартиру и изнасиловании. В списках осужденных данное лицо не фигурирует. Надо полагать, Верховный суд Аз. ССР ограничился для насильника 15 сутками.

ПАНДУХТ

Продолжение следует…

Также по теме