Пора возвращать Арцах за стол переговоров

Помнится, пару лет назад власти Республики Арцах по своей инициативе предложили «измученному жаждой» соседу — Азербайджанской республике — совместное использование ресурсов Сарсангского водохранилища. Однако предложение не было услышано. Вернее, услышано оно как раз было, и даже ответ пришел. Только с «азербайджанским акцентом»: это, мол, итак «наша земля», «наша вода», и не вам ее предлагать…

Хотя понятно, что «гордо» отказались турки не столько от воды, сколько от предложения арцахцев. А то ведь что получается? Согласиться принять помощь и, таким образом, признать Нагорно-Карабахскую Республику? И о какой же тогда «армянской агрессии» и «нарушении территориальной целостности» потом скулить, если перед всем белым светом так успешно и взаимовыгодно сотрудничаешь с «агрессором». Ильхам Алиев и его челядь этого боятся, как черт ладана. Это же будет означать одно: вся внешняя политика со дня образования независимого Азербайджана — коту под хвост!

И вот теперь закавказские турки жалуются в ПАСЕ, что армяне лишают их воды…

Обидно, что никто из наших парламентариев в ПАСЕ ни разу не напомнил о тогдашнем предложении арцахцев. Это же сразу отбило бы охоту у многих европарламентариев голосовать за резолюцию добровольно «жаждущих» закавтурок.

И, вообще, мне кажется, пора уже решительно и серьезно всех «искателей справедливости» в нагорно-карабахском конфликте отправлять к правильному адресату — законным властям Республики Арцах.

Никто не спорит с тем, что Армения является гарантом безопасности второго армянского государства и защищает его всеми средствами и возможностями. А из-за непризнанности (пока — Р. С.) — в том числе на международной дипломатической арене.

Но Армения Республику Арцах собой подменять не должна!

Так что, если у кого-то имеются какие-либо вопросы к НКР, — пожалуйста, обращайтесь. Но именно к НКР, а не к Армении. Армения лишь может оказать посредническое содействие в организации подобных встреч, не более того.
Мы же сами все время говорим о том, что пора возвращать Арцах за стол переговоров как реальную сторону конфликта. Но сами для этого не делаем ровным счетом ничего. Кроме дежурных деклараций, конечно.

Иногда мне даже кажется, что армянское руководство предпочитает, при случае, само лишний раз появиться под софитами международной политики, чем позволить сделать это истинному «виновнику торжества» — Нагорно-Карабахской Республике.

А ведь подобным образом Армения до сих пор, вольно или невольно, дует в ту же самую дудку, на которой с самого начала конфликта исполняет свой заунывный мугам агрессор-Азербайджан. То есть соглашается с существованием конфликта между Азербайджаном и Арменией, а не между Азербайджаном и Республикой Арцах. Хотя иногда, скорее как бы ради приличия, Армения робко напоминает сопредседателям Минской группы ОБСЕ о том, что, мол, хорошо бы еще и НКР за стол переговоров пригласить. Кто-то из этих самых сопредседателей вроде бы соглашается… И вскоре все дружно об этом забывают.

Я нахожу вполне логичным, что не Армения должна первой признать независимость Арцаха. Но она также не должна мешать его международному признанию. А порою создается такое впечатление, что Армения этому как раз и мешает. Достаточно упомянуть хотя бы нулевой КПД от многочисленных встреч президентов Армении и Азербайджана.

Мне всегда было интересно, о чем вообще президенты Армении и Азербайджана могут говорить друг с другом? Получается парадокс: две стороны обсуждают третью, затем одна из двух эту третью сторону информирует о содержании разговора. При этом одна из сторон всех вокруг пытается уверить, что никакой третьей стороны нет.
Мне кажется, отношения между государствами, международные отношения — это те же отношения между людьми.
Вот, например, представитель гипотетического государства вовсе не против признания права народа на самоопределение. Не гипотетического, а конкретного народа. Но где же представитель этого конкретного, самоопределяющегося народа? Как он выглядит, чем дышит, что любит?.. Почему его не видно, не слышно?
Ах, за него Майр Айастан должен просить?.. А сам-то чего? Или не дорос еще до самостоятельности? Наказать агрессора сумел, а свои вопросы решать не сможет?

Да, я утрирую! Но утрирую лишь затем, чтобы яснее и четче донести свою мысль.

Подумайте сами, что должны думать о человеке другие люди, если они с ним лично не знакомы, не видели его, не общаются, ничего не знают о его способностях, намерениях, привычках. Кто захочет иметь дело с таким человеком?
Боюсь, через какое-то время новому поколению международных парламентариев и политиков будет крайне сложно объяснять, почему этот застарелый конфликт называется нагорно-карабахским, а не армяно-азербайджанским, к чему уже давно как раз и стремятся на Каспии.

Помнится, секретарь ЦК КПСС Долгих в 1988 году так и заявил в Ереване: почему бы вам не объединиться с азербайджанцами и как следует не дать этим карабахцам?..

Я не уверен, что в политике, в том числе международной, мало людей, не стремящихся вникнуть в суть обсуждаемого вопроса. Многие ведь просто голосуют, нажимая на кнопки и порою даже вовсе не интересуясь мнениями своих коллег. Для них это один из тысячи обыденных вопросов, тогда как для нас — главнейший вопрос национальной важности.

Давайте использовать любую, даже самую малую возможность самим влиять на свою судьбу, при этом не надеясь на «доброго дядю». Тем более мы хорошо знаем, как «добрые дяди» на протяжении Истории решали этот самый «Армянский вопрос»…

Рик САРЬЯН

 

Также по теме