Г. Мелик-Шахназарян: В регионе наступил период преобразований

По поводу напряженности в соседних с Арменией странах, возможных сценариях развития ситуации и действиях армянской стороны корреспондент Panorama.am Лала Тер-Казарян побеседовала с политологом, руководителем аналитического центра “Восканапат” Грантом Мелик-Шахназаряном.

– Как Вы кратко охарактеризуете сложившуюся в регионе ситуацию? Какие действия должна предпринять Армения?

– В целом, это период преобразований, пересмотра распределения сил, соответственно новых рисков и новых возможностей. Здесь главное – ни в чем не отставать, правильно оценивать ситуацию и разработать на основе этого план дальнейших действий. Я считаю, что на самом деле для Армении создались хорошие возможности, как в конфликте с Азербайджаном, так и в плане увеличения своего влияния в регионе. Для этого необходимо работать, работать и работать.

– Как отразится кризис в Азербайджане на армяно-азербайджанских отношениях?

– Кризис в Азербайджане с каждым днем приобретает все больший размах, что стало причинной довольно негативных процессов для этой республики. Мы видим, что граждане Азербайджана проводят акции протеста, требуя элементарных средств к существованию. Люди не предъявляют политических требований, все лишь поднимают проблему хлеба насущного. Это говорит о том, что в течение многих лет будучи экспортирующей нефть и газ страной, Азербайджан не сумел диверсифицировать свою экономику, и мировые цены на нефть негативно отражаются на внутренние процессы в этой стране. Грамотное управление отсутствовало, происходила растрата финансовых средств, резервы не были правильно сформированы.

А это в свою очередь означает, что все озвученные официальным Баку в прошлом пропагандистские тезисы на самом деле необоснованны. Считаю, что это фактически создаст новую ситуацию и в армяно-азербайджанских отношениях. В целом, должен отметить, что события последних 2 лет ситуацию постоянно меняли в нашу пользу. Во-первых, для международного сообщества раскрылась слабость Азербайджана с военной точки зрения. Длительное время азербайджанцы пытались убедить весь мир, что у них мощная армия, которая может способствовать решению карабахской проблемы в пользу Азербайджана, пытались представить невозобновление войны в качестве уступки. Мы увидели, что это не так.

То же самое сейчас мы видим в экономических процессах – тезис азербайджанского агитпропа, будто армянская сторона выиграла битву, но не войну из-за того, что ее экономика слабее.

– Учитывая опыт минувших лет, когда Азербайджан отвлекал внимание населения от внутренних проблем, обостряя ситуацию на границе, какие возможные развития возможны на армяно-азербайджанской границе и на линии соприкосновения карабахских и азербайджанских сил?

– Действия режима Алиева всегда непредсказуемы, с трудом поддаются логическому объяснению, но я полагаю, что сейчас Азербайджан не обладает соответствующим потенциалом для отвлечения внимания общества посредством событий на границе.

Реальность такова, что граждане Азербайджана уже поднимают проблему хлеба насущного, а это означает, что никакие развития не смогут отвлечь их от данного требования. Еще одна причина – деморализованное состояние вооруженных сил.

Внутренний кризис оказал непосредственное влияние на армию. Кроме того, сокращаются зарплаты азербайджанских военных, есть информация, что на 30-50%. Сообщается, что многие военные контрактной службы не получили зарплаты за декабрь, а их число сокращается.

То есть очевидно, что кризис серьезно отразился и на вооруженные силы Азербайджана. В данных условиях обострение ситуации на границе может иметь для Азербайджана довольно серьезные последствия. Алиев это понимает, и одним из доказательств тому служит то, что азербайджанская сторона более не может управлять градусом напряженности на границе. Обострением ситуации на границе Алиев не сможет решить внутренние проблемы, поэтому это становится бессмысленным.

– Недавно Вы выражали мнение, что РА может воспользоваться сложившейся в регионе, в частности, вокруг Турции, ситуацией и добиться пересмотра границ, имея в виду территории Западной Армении. Как Вы это прокомментируете?

– Речь идет в первую очередь о развитиях на Ближнем Востоке и следующих один за другим на этом фоне провалах Турции. Все началось еще с Крыма, когда Турция потеряла свое влияние в данном регионе, а сотрудничество России, Ирана, Сирии и Ирака сформировало новую региональную ситуацию уже на Ближнем Востоке. Другой фактор – это активизация курдских сил. Очевидно, что на Ближнем Востоке имеют место серьезные преобразования, и у Турции, по сути, все еще имеются серьезные проблемы. Сказанное мною относится именно к этому: то есть, необходимо следить за развитиями, понять их логику, определить, что следует предпринять. Не исключаю такой ситуации, при которой конфликты, в свое время разрушившие Ирак и Сирию, охватят также территорию Турции.

– Какие сценарии развития ситуации возможны в конфликте Ирана и Саудовской Аравии?

– Однозначно, что роль Ирана в регионе достаточно быстро растет, что говорит о том, что ИРИ будет предъявлять больше требований по отношению ко всем прилегающим регионам.

Этим обусловлено, что традиционные конкуренты ИРИ на Ближнем Востоке, речь, в первую очередь, о Саудовской Аравии, Израиле и Турции, будут пытаться предпринимать какие-то шаги по противодействию – для сдерживания возможного увеличения влияния Ирана. Это конкуренция, которая, по моему мнению, носит геополитический характер. И в данном контексте стороны пытаются выбрать себе союзников.

Например, сейчас взгляд Саудовской Аравии направлен к Азербайджану, она пытается сделать все для формирования антииранской коалиции. Не уверен, что это превратится в серьезное противостояние, но, во всяком случае, это тоже является испытанием, которое несет в себе возможность для перераспределения сфер влияния. Это также интересный процесс с точки зрения ослабления турецкого фактора.

Также по теме