Приказ Аяза Муталибова как приговор Азербайджану

Поразительно, как много может рассказать один единственный документ. Передо мной лежит выуженный из папки с архивными документами лист – приказ главнокомандующего вооруженными силами Азербайджанской республики – президента Азербайджана. Приказ написан тогдашним президентом этого образования Аязом Муталибовым 13 февраля 1992 года, и называется «О создании единого командования на территории Карабахской зоны».

Документ этот не случайно удостоился нашего внимания, ибо он полностью подтверждает то, о чем мы не раз уже говорили: в 1988-1992 годах Азербайджан наводнял территорию Нагорно-Карабахской Республики незаконными вооруженными террористическими формированиями. Это те самые бандформирования, что перекрыли все дороги между армянскими городами и деревнями Арцаха, те самые преступники, что превратили убийство армянских земледельцев в увлекательную забаву, те самые нелюди, что методично разрушали все армянские населенные пункты.

Недостатка в оружии и боеприпасах бандиты не испытывали: награбленного у советских войск хватило бы на годы беспрестанной стрельбы. Именно стрельбы, а не боевых действий, ибо азербайджанские террористы способны были только на стрельбу из безопасного далёка. В противостоянии с Республикой Арцах Азербайджан сделал ставку на террористов.

Интересно, что все три президента Азербайджана времен агрессии этой республики против Республики Арцах, пытались уничтожить молодое армянское государство с помощью преступных элементов и наемников. Так, сам Аяз Муталибов, кроме собственных преступников, воспользовался «услугами» преступника Михаила Горбачева и заполученных с его помощью советских войск. Второй президент Азербайджана – Эльчибей – продолжил традиции предшественника, оккупировав с помощью войск СНГ Шаумянский район и большую часть Мартакертского района Республики Арцах. Третий президент Азербайджана, вследствие отсутствия возможности воспользоваться силами СНГ, обратил взоры на различные исламистские группировки, в первую очередь Афганистана и Пакистана, а также Турции, некоторых арабских стран, и бывших республик ССР. Но сама идея использования наемных преступников на стороне семимиллионного Азербайджана в агрессии против 150-тысячного населения Арцаха принадлежит именно Муталибову.

Вернемся, однако, к интересующему нас приказу президента Азербайджана.

Его первый пункт выглядит логично для государства, совершающего прямую военную агрессию: «Командование всеми вооруженными формированиями возложить на заместителя министра внутренних дел полковника Алиева Т.Ю.». Однако уже в следующем пункте приказа Муталибова выясняется, что под «всеми вооруженными подразделениями» имеются в виду только «территориальные батальоны самообороны» и «отряды народного ополчения».

Прежде чем продолжить анализ приказа Муталибова, поясним, что и кто скрывались под этими названиями. «Территориальные батальоны самообороны» Азербайджана – это вооруженные отряды, собравшиеся под командованием какого-либо местного криминального авторитета, чаще всего выполнявшего волю денежного мешка местного значения. Они занимались рэкетом местных торгашей, грабежом населения и другими привычными для них деяниями. Привлеченные кажущейся возможностью грабить армянские дома, подобные «отряды» прибывали из различных районов Азербайджана, скажем, из захолустного Кюрдамира. Однако опасны были они лишь тогда, когда стреляли по армянским селам с безопасного для себя расстояния. Оружия и боеприпасов у них было много, ибо во время массового грабежа уходящих из республики советских войск вожакам «территориальных батальонов самообороны» доставалась немалая доля добычи.

Что касается «отрядов народного ополчения», то таковыми в Азербайджане предпочитали называть в основном принудительно согнанных на военную службу жителей населенных закавказскими турками деревень. Последние отличались лишь во время грабежей и мародерств армянских поселений, занятых войсками СССР или СНГ. В этих случаях «отряды народного ополчения» ничем не уступали «территориальным батальонам самообороны» Азербайджана.

Предполагая подчинить их заместителю министра внутренних дел, Муталибов надеялся взять под свой контроль не только потоки награбленного оружия, но и имущество армян, как это он сделал во время печально известной операции «Кольцо». Кстати, спустя 10 дней после этого приказа, Алиев Т.Ю., то есть Алиев Тахир Юнус оглу, будет назначен министром внутренних дел Азербайджана, должность, которую он занимал ровно три месяца. Одновременно он успел побывать несколько дней, до 17 марта 1992 года, в должности министра обороны, заменив на этом посту потерпевшего громкое фиаско при нападении на Каринтак Т.Мехтиева.

Муталибов не случайно назначил именно Тахира Алиева на должность командира убийц и террористов. Тахир Алиев, изгнанный из Кузбасса и нашедший убежище в Азербайджане милиционер, отличался невероятной, поистине турецкой жестокостью как по отношению к заложникам – армянам, так и «своим». Азербайджанский политик Зардушт Ализаде описывает его как «огромный толстый мужчина без следов малейшего интеллекта на лице».

Интересно, что согласно дальнейшему тексту приказа Муталибова, Т.Алиеву подчинялись только указанные бандиты, а подразделениям министерства обороны предписывалось проводить свои «мероприятия» «в тесном взаимодействии» с ним. Таким образом, Муталибов избрал для Т.Алиева исключительно для координирования действий террористических банд. Одновременно из зоны Акны (бывший Агдам) был изгнан тот самый генерал Дадаш Рзаев, что всего несколько дней назад – 2 февраля 1992 года – самым позорным образом провалил наступление на Аскеранский район. Это обстоятельство, кстати, положительно повлияет на дальнейшую карьеру Д.Рзаева: спустя год, в конце февраля 1993 года, изгнавший Муталибова президент Азербайджана Эльчибей, заинтересованный в антимуталибовских силах, назначит его министром обороны.

Но, давайте вновь обратимся к приказу Муталибова, наделившего Рагима Казиева командовать «всеми вооруженными формированиями», находящимися в Шуши и Шушинском районе. Как видно из приказа, Азербайджан целенаправленно отправлял в суверенную Республику Арцах вооруженные отряды, в том числе батальон «специального назначения». Подобные действия противоречат международному праву и должны быть квалифицированы как преступление международного характера.

Ни одно государство в мире, независимо от степени его «признанности», не потерпело бы вторжение на свою территорию бандформирований иностранного государства, задачей которых является убийство мирного населения. Так, в книге Томаса де Ваала «Черный сад» приведен рассказ азербайджанского офицера Азая Керимова: «Любой мог проснуться утром с похмелья, после
ночной попойки, сесть в «Град» и стрелять, стрелять, стрелять по Степанакерту без цели, без каких-либо координатов». А азербайджанский журналист Керим Керимли рассказал про случай, когда Рагим Казиев по просьбе съемочной группы тележурналистов Вахида Нахыша и Миршахина Агаева, попросивших «красивую картинку войны», приказал открыть из установок «Град» огонь по Степанакерту. Сообщим также, что 17 февраля 1992 года «оператор-постановщик» кровавых сцен Рагим Казиев был назначен министром обороны Азербайджана.

Подобным примерам, к сожалению, несть числа. И хотя Армии обороны НКР в конце концов удалось вышвырнуть из страны все террористические отряды Азербайджана, это не должно означать, что их военное и политическое руководство должны быть освобождены от уголовной ответственности перед Международным судом.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

Также по теме