Доклад Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА на
Всеармянском форуме политологов и международников
Регион Южного Кавказа уже два десятка лет прочно сохраняет за собой репутацию взрывоопасного. Оценка эта достаточно справедлива, особенно если вспомнить имевшие место и потенциальные конфликты в Закавказье. Вместе с тем, мы вправе констатировать, что с начала осени 2008 года напряженность в регионе несколько спала, вернее, один из потенциальных очагов конфликта притушен, пусть даже и не до конца. Однако остается другой очаг – Арцах, и надо признать, что в этой части Закавказья явственно наблюдается эскалация напряжения, новый виток которого начался той же осенью 2008 года.
Источником этого напряжения, безусловно, является Азербайджан, развязавший гонку вооружений. Баку, уже откровенно торпедирующий мирные переговоры и перманентно выступающий с угрозами возобновления агрессии, надеется, что прецедент Южной Осетии и Абхазии не может повториться. Исходя из этого посыла, Азербайджан поставил перед собой задачу достижения такого военного и экономического превосходства над армянскими государствами, которое обеспечило бы ему возможность оккупировать Республику Арцах. Насколько реально выполнение этой задачи, – отдельный вопрос, а пока поговорим о возможности новой агрессии Азербайджана.
Выступивший до меня замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян сказал, что в истории не известен конфликт, посредниками в разрешении ктороговыступали бы сразу три из пяти государств – постоянных членов совбеза ООН. Это на самом деле так, и возобновление войны со стороны Азербайджана явилось бы вызовом этим странам. Однако надо признать, что это обстоятельство не может стать прочной гарантией невозобновления агрессии, что хорошо понимают в Армении. Именно поэтому Армянская Армия уже много лет функционирует в условиях постоянной готовности к отражению нападения потенциального противника, совершенствует вооружение, работает над повышением профессионализма военных и так далее. Сегодня мы вправе констатировать: наличие высокопрофессиональной и боеспособной Армянской армии, способной решать самые сложные задачи, а также проводимая армянскими государствами многовекторная политика является гарантией сохранения существующего баланса сил.
Однако баланс сил – достаточно хрупкая гарантия невозобновления агрессии Азербайджана. Как уже было сказано, на подобный шаг Баку может пойти исходя из каких-либо внешне неприметных причин. Поэтому считаю, что нам необходимо предпринять все возможные меры для нарушения существующего баланса в пользу армянских государств.
Будем откровенны, и Республика Армения, и Республика Арцах по сей день придерживаются рефлекторной политики. В основном мы реагируем на исходящие из Азербайджана вызовы. И хотя делается это достаточно грамотно и профессионально (по крайней мере, все вызовы Азербайджана – политические, военные, пропагандистские и так далее – успешно нейтрализуется), тем не менее, никто не возьмется гарантировать, что подобное положение дел может сохраняться как угодно долго. Защищающаяся сторона всегда рискует допустить оплошность. Именно поэтому мы должны сменить тактику, и самим ставить вызовы перед Азербайджаном. Иначе говоря, необходимо заставить Азербайджан защищаться, находить ответы для трудно или вовсе не решаемых вызовов. В условиях существующей конфронтации подобная деятельность просто необходима, не говоря уже о том, что умение ставить вызовы перед политическими оппонентами является одним из важнейших признаков суверенной политики государства.
О чем, собственно, речь? Я имею в виду, наряду с другими видами политической деятельности, резкую активизацию контактов и взаимодействия с автохтонными народами Азербайджана, перевод этой работы из сферы политических и общественных организаций в сферу государственной деятельности. Возможность эта у нас есть, задача решаема, ибо предпосылки для ее реализации существуют. Важно заметить, что данная работа ни в коей мере не может быть воспринята как попытка или стремление эксплуатировать в собственных целях естественное стремление коренных народов Азербайджана к свободе. Это отнюдь не так. Конструктивная работа армянских государств с национальными движениями автохтонных народов Азербайджана изначально предполагает взаимовыгодный интерес, что создает условия для честных и откровенных отношений. У нас нет, и не предвидится сколько-нибудь серьезных противоречий с автохтонными народами Азербайджана, и мы все обязаны эффективно и в полной мере воспользоваться этой уникальной ситуацией.
Не секрет, что большинство признанных лидеров автохтонных народов Азербайджана руководствуются опытом борьбы и построения Республики Арцах, справедливо считая второе армянское государство примером для своих народов. Кроме того, значительная часть коренного населения Азербайджана смотрит на Республику Арцах как на маяк свободы в бушующем море межнациональных отношений в регионе. Это – выгодная и выигрышная ситуация, которой мы достигли в результате многолетней героической борьбы, но которой по сей день не пользуемся в необходимой мере.
Общее количество представителей коренных народов Азербайджана, по самым скромным подсчетам, превышает 30% населения Азербайджанской республики, в пределах которой они оказались вопреки ясно выраженному на референдуме желанию. То есть их стремление выйти из состава Азербайджана или, в крайнем случае, добиться национальной автономии, опираются не только на исторические, но и на правовые основы. Параллели с начальным периодом Арцахского движения несомненны, хотя и не всегда очевидны. Тем не менее, стремления коренных народов Азербайджана понятны и близки армянскому народу.
На сегодня важнейшей задачей армянских государств в этом направлении должно стать способствование превращению автохтонных народов Азербайджана – талышей, лезгин, аварцев – в политический фактор. На начальном этапе Армения может, например, открыть в Ереване представительство коренных народов Азербайджана, помочь им в донесении своих проблем до международных и межгосударственных структур, оказать им помощь в публикации статей в мировой прессе, организовать юридические консультации. Это – политика, достойная суверенного государства, и проводить эту политику необходимо открыто.
Коренные народы Азербайджана необходимо вычленить из числа союзников Азербайджана, пусть даже невольных. Это сломает хребет военных планов Баку, снизит напряженность между Азербайджаном и армянскими государствами, заставит врага отказаться от реваншистских грез. Важно учесть, что подобная деятельность армянских государств полностью соответствует стремлению подавляющего большинства коренных народов Азербайджана избежать военной конфронтации с нами во имя интересов закавказских турок, и сосредоточиться на собственных интересах. Для справки могу сообщить, что во время военной агрессии Азербайджана против Республики Арцах десятки тысяч лезгин, аварцев, талышей, рутульцев, удин и так далее, разными путями покинули пределы этой республики. Тем не менее, потери автохтонных народов Азербайджана в войне с НКР оказались исключительно высокими: свыше 6 тысяч талышей, от 4 до 6 тысяч лезгин, сотни аварцев, удин, цахурцев, рутульцев, крызцев, хиналугцев и других представителей коренных народов региона сложили свои головы в горах Арцаха.
Сотрудничество с коренными народами Азербайджана и оказание им помощи в донесении до мирового сообщества правды об условиях их жизни в этой республике, сократит для Баку «территорию доверия» в республике и создаст условия, при которых коренные народы получат возможность обретения независимости или реально широкой автономии.
Следует отметить, что в Баку достаточно трезво оценивают последствия возможных массовых выступлений коренных народов. Результатом осознания этого стали уже предпринимаемые Баку превентивные меры, выражающиеся, в частности, в заселении районов исторического компактного проживания лезгин, талышей, аварцев и других коренных народов республики курдами и закавказскими турками. Азербайджан предпринимает превентивные меры там, где мы, по существу, еще ничего не сделали!
Последнее обстоятельство очень важно для понимания сложившейся в Азербайджане ситуации. Так, Азербайджан уже двадцать лет, как организованно переселяет в республику курдов из Турции, Ирака, Ирана. Сегодня количество переселенных в Азербайджан курдов из названных государств уже превысило цифру в 250 тысяч. Но если в первое время это переселение преследовало цель создания этнической и социальной базы для клана Алиевых, курдов по происхождению, и расселялись курды в основном в населенных закавказскими турками западных районах Азербайджана, то ныне курды стали использоваться в других целях – «разбавления» сплошного массива проживающих в этой республике автохтонных народов. Разумеется, туда же – Талыш, Южный Лезгистан, Джар – переселяются и сами закавказские турки. Первой волной заселенных в эти районы закавказских турок стали те, кто покинул зону боевых действий в Арцахе, ныне в Талыщ, Южный Лезгистан и Джар переселяются закавказские турки из Нахиджевана. Интересно, что «освободившиеся» в Нахиджеване места заселяются курдами.
Вся эта демографическая политика Азербайджана, как уже было сказано, преследует две цели: нарушить сплошной массив коренных народов на юге и в северных регионах Азербайджана, и укрепить этносоциальную базу Алиевых. Однако подобная политика ставит под угрозу этническую самобытность автохтонных в республике народов. Если к этому прибавить отсутствие возможности обучения на родном языке, религиозную и социальную дискриминацию, вычеркивание из истории всякого упоминания об этих народах, «отуречивание» их истории, культуры и национальных деятелей, то возмущение и рост протестных настроений среди коренного населения легко понять и объяснить.
Азербайджан не только не защищает этнические права автохтонных народов, но и наоборот: стремится вычеркнуть их из палитры народов республики, предать забвению само их существование. В этих условиях стремление этих народов обрести союзника естественно и понятно. Столь же естественно тяготение интеллигенции автохтонных народов Азербайджана к армянскому народу: кроме исторических и политических причин эта ориентация имеет и чисто прагматичное основание.
Вывод коренных народов Азербайджана на самостоятельную политическую арену, превращение их в реальный политический фактор гарантирует очевидные преимущества не только самим этим народам, но и армянским государствам, а значит несет с собой крупные и взаимовыгодные политические дивиденды. Достаточно сказать, что решение этого вопроса обернется:
А) Гарантией исключения возможности новой агрессии Азербайджана, а, значит, сохранения жизней армянских, лезгинских, талышских, аварских… ребят.
Б) Сокращением «территории доверия» Азербайджана.
В) Подрывом государственных и военных возможностей Азербайджана.
Г) Созданием условий для возрождения в регионе национально-государственных образований, создающих «эластичный пояс» для геополитических игроков региона.
Д) Расширением зоны влияния Армении в регионе.
Е) Превращением Закавказья в стабильный в военном отношении регион, в чем заинтересованы как Россия, так и страны Запада.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН,
руководитель Аналитического Центра «Восканапат»
Ереван, 19 ноября 2012 года