Интервью армянского политолога Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА
Г.К. Левон Грантович, вы обязались перед читателями поговорить об Армянской Армии. Не секрет, что вы часто пишете о наших военных, о нашей Армии…
Л.М.-Ш. Да, действительно, это очень важная тема. И очень мною любимая. Я вообще считаю, что каждый человек в форме Воина Страны Армянской заслуживает почитания и всенародной любви. Мы все должны осознать: Армия – единственный постоянный и надежный гарант безопасности армянских государств.
Г.К. В начале года, в январе, мы, всем народом, отмечали 23-летие нашей Армии. Как вы считаете, можем ли мы утверждать, что истекшие 23 года нашей Армии ознаменовались крупными, по-настоящему серьезными достижениями?
Л.М.-Ш. Трудно сказать, что можно именовать «серьезными достижениями». Освобождение от инонационального ига многовекового врага 12 с половиной тысяч квадратных километров – это серьезное достижение? Думаю, что да. Вместе с тем, потенциал нашей Армии позволял надеяться и на большее. У меня до сих душа болит за Геташенский подрайон и Шаумянский район, которые захватили и передали закавказским туркам войска СССР, в случае с Геташеном, и СНГ, в случае с Шаумяном. В плену остались Ханларский с моим Восканапатом, Дашкесанский (Карhат), Шамхорский, Гетабакский и другие исконно армянские районы. Уверен, не будь закулисных политических игр, Арцах и Утик были бы освобождены полностью. Наша Армия готова была решить эту задачу. Но… сегодня сотни тысяч армян вынуждены с болью в душе вспоминать родные края, землю, которую их предки бережно хранили в течение тысячелетий, и которую они получили в наследство от своих родителей.
Тем не менее, сегодня можно и нужно говорить о том, что у наших государств наличествует полноценная, прекрасно подготовленная и высокомобильная Армия. Это и есть, на мой взгляд, самое большое достижение. Более того, уверенно могу сказать, что Армия – единственный в армянских государствах институт, развитие которого за все годы независимости носило поступательный характер. Во всех остальных отраслях государственного строительства были успехи и спады, и лишь у Армии – только достижения.
Говорится это не для того, чтобы кого-то запугать, и не ради красного словца. Это – констатация факта. И самое главное: нашей Армии удалось сохранить свойственные фидаинам дух и беспредельную преданность национальным интересам армянского народа. Наложение этого духа на прекрасное владение современной военной техникой, армейскую дисциплину и взаимодействие всех подразделений и родов войск и дало в совокупности то, что мы с гордостью именуем Армянской Армией. Это – Армия-победитель, придающая армянскому народу уверенность в завтрашнем дне, позволяющая руководству наших государств достойно отстаивать наши национальные интересы на любой политической площадке мира.
Г.К. И все это за 23 года?
Л.М.-Ш. Почему за 23 года? По большому счету, Армянской Армии 4507 лет. Возраст более чем солидный. В 2492 году до н. э. Армянская Армия, возглавляемая прародителем hАйком, нанесла сокрушительное поражение войску мирового тирана Бела. И мне, откровенно говоря, непонятно, почему мы мало говорим об этом славном эпизоде нашей истории. Много ли на свете народов, способных похвастать столь древними достижениями, значение которых не утратилось за 45 веков? Наши пришлые из заалтайских степей соседи, помнящие всего лишь несколько веков своей истории, сочиняют, придумывают себе «баталии», в которых они одержали «победы», мы же позволяем себе расточительное отношение к реальным событиям собственной истории.
Подобных эпизодов в нашей истории немало. Вспомним, например, битву Трдата I-го с римлянами при Рандее. Много ли было эпизодов в истории Рима, когда их потерпевшее фиаско войско вынуждали пройти «под ярмом»? Это была унизительная процедура, которой сами римляне частенько подвергали проигравших битву соперников. Результатом этой победы стало признание Римом суверенитета Армении и ее царя.
Можно вспомнить громкие победы Арташеса и Тиграна Великих, славную Дзиравскую битву, многочисленные победы многих поколений нахарарских родов Мамиконянов и Багратуни. Багратуни, кстати, удалось восстановить Армянское царство и даже стать основоположниками царских династий у соседних народов. Собственно говоря, вся история Армении – это череда славных побед. Редко когда мы терпели поражения на поле боя; гораздо чаще нам приходилось закапывать трупы многочисленных врагов.
Г.К. Как же получилось, что наш народ при этих победах терял землю? Почему Армения все время сокращалась? Согласитесь, победы предполагают наращивание территорий, а не их потерю.
Л.М.-Ш. А мы и не теряли территорию. Во всяком случае, армяне тысячелетиями продолжали жить там, где сложился армянский этнос. До тех пор, пока в регион не прибыли кочевые тюрки. Уверен, армянское войско могло бы разбить и их, этому помешала разность мировоззрений армян и прибывших из заалтайских степей турок. Мы вправе утверждать, что по этой же причине туркам проиграли и остальные аборигенные народы всего Ближнего Востока. Здесь это долго объяснять, поэтому предлагаю Вам и читателям ознакомиться со статьей на сайте Voskanapat.info «Трагедия длиною в десять веков».
Мы проиграли в непривычной для нас, нечестной войне. Войне не против армии, а против народа. Столкнувшись с мировоззрением нового врага, армяне, как, впрочем, и иранцы, греки и другие, оказались в ситуации этико-психологического замешательства, приведшего, в конечном итоге, к тяжелейшим потерям.
Г.К. А разве племена, названные ныне «азербайджанцами», не являются носителями мировоззрения тех же турок? Ведь они являются прямыми потомками тех же заалтайских кочевников? Почему же нам удалось победить их, и удастся ли нам повторить успех в случае возобновления войны?
Л.М.-Ш. Тюркские племена в Закавказье практически идентичны тюркским племенам Анатолии. Здесь чуть больше примеси кавказских народов, там – греков. Но в целом это – одни и те же племена, с единым мировоззрением и менталитетом. Однако интересно другое: ты спрашивешь, как нам удалось победить их? Дело в том, что мы побеждали их всегда, и успехи Арцахской войны не являются чем-то необычным. Наоборот, победнве итоги Арцахской войны являются для нас заурядными и даже привычными. На поле боя армяне несчетное количество раз колотили турок. Другое дело, что они каждый раз «отыгрывались» на мирном армянском населении. Проигрывая на поле боя, они вымещали свою неутоленную злобу на армянском крестьянине, опустошая обширные армянские территории. По сути, до Арцахской войны и мы, и закавказские турки воевали по-старому, точно так же, как и 300 или 500 лет назад. Мы побеждали в битвах, они «очищали» от армян территории. Так было и в 1904-05 и в 1918-20 годах.
Арцахская война изменила не расстановку сил – она всегда была в нашу пользу – а условия самой войны. Определенное время этой войны армянская сторона была скована сознанием наличия «в тылу» у закавказских турок огромных массивов армянского населения. Это были армяне Ширвана, Баку, Гандзака, Нахиджевана, Варташена, Куткашена… Все прекрасно понимали: любой успех на фронте неминуемо подведет под ятаган ни в чем не повинных соотечественников. Потому и началась настоящая война уже после того, как закавказские турки депортировали из контролируемой ими части Азербайджанской ССР все армянское население. И вот тогда, когда лицом к лицу столкнулись две армии, стало ясно, кто из нас чего стоит на самом деле. Несмотря на многократное превосходство врага в живой силе и в вооружении.
Г.К. На праздновании 18-летия Армянской Армии, пять лет назад, министр обороны Республики Армения сказал, что борьба была честной…
Л.М.-Ш. Правильно. Борьба действительно была честной, ибо десять закавказских турок против одного армянcкого Воина, это – честная война. Мы никогда иной войны с ними и не имели. Их всегда было больше, может, оттого и потерь с их стороны было неизмеримо больше, кто знает? Но то, что каждый армянский воин стоит десяти турецких, ни у кого не должно вызывать сомнений. Наше счастье, что Азербайджан поздно понял это.
Будь руководство этой республики поумней, они бы прекратили войну уже после освобождения нашими воинами города-крепости Шуши в мае 1992 года. Судите сами: обороняющих город закавказских турок было столько же, или чуть больше, чем идущих на штурм армян, вооружения и боеприпасов у них было неизмеримо больше, чем у нас, наши Воины вынуждены были карабкаться на скалу, на вершине которой сидели закавказские турки. Поражение закавказских турок в этих условиях наглядно продемонстрировало их полное неумение противостоять армянскому Воину, одновременно показав всему миру сокрушительную мощь армянских подразделений. Все остальные годы войны явились результатом больного и уязвленного самолюбия руководства Азербайджанской республики. И именно это руководство, начиная от Муталибова, и кончая Г. Алиевым, повинно в гибели 37 с половиной тысяч аскеров Азербайджанской республики. Примирись они весной 1992 года с реалиями, и сегодня Республика Арцах географически мало отличалась бы от армянской автономной области 1923-1988 годов. Но руководство Азербайджана продолжило накачивать в Нагорно-Карабахскую Республику незаконные бандитские террористические формирования.
Г.К. Вы как-то сказали, что азербайджанские вооруженные отряды необходимо было уничтожить как террористические отряды. Почему Вы так считаете?
Л.М.-Ш. Я говорил и продолжу утверждать: любые вооруженные формирования, пребывавшие на территории НКР без ведома и согласия законно избранных властей Республики, подлежали уничтожению. Государство обязано защищать своих граждан, тех самых граждан, волеизъявлением которых оно порождено и трудом которых существует. Что же касается незаконных вооруженных формирований на территории НКР, то это были самые настоящие террористические отряды, специализирующиеся на убийствах мирных жителей, поджогах, подрывах, артобстрелах населенных пунктов. Их уничтожение было прямой обязанностью силовых структур НКР. Что и было сделано.
Повторюсь: ошибка руководства Азербайджанской республики заключалась в том, что они раз за разом, даже не пытаясь проанализировать причины своих неудач, стремились вернуть утраченные позиции, что закономерно приводило к новым потерям.
Г.К. Руководство Азербайджанской Республики сегодня перманентно грозит нам войной. Будет ли иметь новая война, если она все же начнется, какие-то свои особенности?
Л.М.-Ш. Безусловно. И заключаться они будут не в новом, более современном оружии, хотя и мы, и они в значительной степени модернизировали свое вооружение.
Начнем с того, что после войны 1988-94 годов в тылу у закавказских турок впервые за несколько веков больше нет мирного армянского населения. То есть в случае войны столкнутся исключительно вооруженные силы, а в этой ситуации все мнимое преимущество Азербайджанской республики сводится к нулю. Нам не придется беспокоиться за судьбу оставшихся в заложниках сородичей.
Второе. Целое поколение граждан НКР выросло в условиях независимого суверенного государства, находящегося в близком соседстве с постоянно изрыгающим угрозы врагом. Это обстоятельство привело к тому, что арцахская молодежь с раннего возраста готовила себя (в том числе и морально) к священной роли защитника Отечества. Справиться с этой силой Азербайджанской республике не по зубам. Простите за невольный пафос, но современная Армянская Армия – это могучая машина, способная перемолоть несколько Азербайджанских республик.
Наконец, третье. Сложившаяся ситуация, когда, напомню, в тылу у потенциального врага отсутствует армянское население, позволило армянской стороне воспитать воина-рыцаря, возродить в нем традиции Армянской Армии. Такой, какой она была до перекочевки в наш регион неведомых доселе племен.
Г.К. Вы часто говорите и пишете о тех временах. Зачем? Разве можно повернуть время вспять?
Л.М.-Ш. Время вспять повернуть невозможно, Вы правы. Но можно и нужно возродить отношение населения к воинской службе, к армянскому Воину. Не устану никогда повторять: в Армении в армии служили дворянские сыновья. И простолюдины (крестьяне, ремесленники, торговцы) всегда с восхищением смотрели на облаченных в сверкающие доспехи, гарцующих на горячих лошадях армянских Воинов. Защитник Отечества – это было звание, гордиться которым желал бы каждый армянин. Но не всем было дано мчаться на врага с возгласом «Зарк! Зарк аравел!». Это была особая, высшая привилегия.
Сегодня каждый молодой армянин, кому позволяет здоровье, имеет право, возможность и обязанность стать объектом всенародного почитания, влиться в ряды славных рыцарей, защитников Отечества. Живущие в России, Америке, Аргентине, Франции – любом уголке мира армянские юноши обязаны прикоснуться к этой славе, иметь честь надеть форму защитника Отечества. Никто не вправе забывать: Армения – общая родина всех армян!
Г.К. Спасибо.
Беседу вела Гоар КАРАПЕТЯН