Германия превращается в разрушающий Турцию таран

30 апреля Германия официально признала Геноцид армян в Османской Турции, положив, тем самым, начало процессу покаяния виновных. О том, что Германия готовится признать Геноцид армян в Османской Турции, стало известно всего несколько дней назад. И первыми об этом заявили официальные представители коалиции правящих в ФРГ партий – альянс христианских партий ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Они единодушно выступили за то, чтобы квалифицировать как Геноцид убийство около двух миллионов армян в Османской Турции 1894 – 1896 годов.

А 22 апреля заместитель председателя фракции ХДС/ХСС в бундестаге Франц Йозеф Юнг заявил, что его партия намерена назвать массовое убийство армян геноцидом, несмотря на протесты Анкары. “Мы найдем формулировку, которая соответствующим образом обозначит факт геноцида, имевшего место в Турции 100 лет назад”, – заявил он в интервью газете Saarbrücker Zeitung. Франц Йозеф Юнг также выразил уверенность, что 24 апреля со специальной речью, в которой будет осужден Геноцид армян в Турции, выступит федеральный президент Германии Йоахим Гаук. Отметим, что это предположение Юнга сбылось.

Вслед за этим выступил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, поддержавший партии и отдельных лиц, призывающих называть массовое убийство армян в Османской Турции геноцидом. Случившееся в 1915 году можно “объединить в понятие геноцида”, заявил он в интервью газете Süddeutsche Zeitung, опубликованном в понедельник, 20 апреля.

Затем агентство Reuters сообщило со ссылкой на официального представителя правительства Германии Штеффена Зайберта, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и федеральное правительство Германии дали согласие на квалификацию погромов армян в Османской Турции в начале 20 века в качестве геноцида.

Наблюдатели также отметили, что оппозиционные парламентские партии Германии, в частности, “зеленые” и “левые”, ранее обвиняли правящую коалицию в том, что они избегают употребления термина “геноцид” из нежелания осложнять отношения с Турцией. Все вышеприведенные факты вселили в аналитиков и наблюдателей убежденность, что Германия признает факт Геноцида армян. Что и произошло.

Правда, признание имело место не 24 апреля, как планировалось вначале, а спустя 6 дней, 30 апреля, однако причины для этого были уважительные: в прениях на заседании 24-го апреля захотели выступить много депутатов. И хотя все они, без исключения, призывали признать Геноцид армян в Османской Турции, отведенный на этот вопрос временной лимит был превышен в два с лишним раза, почему и было принято решение отложить голосование на 30 апреля.

Важно также отметить, что после 24 апреля МИД Турции выступил со специальным заявлением, в котором была неприкрытая угроза в адрес Германии. “Сотни тысяч представителей турецкого сообщества в Германии не будут молчать перед лицом такой попытки обвинить народ Турции, который никогда не забудет и не простит заявления президента Гаука”, – говорилось в заявлении внешнеполитического ведомства Турции, не посчитавшего нужным скрывать свои возможности манипулировать политическим сознанием граждан Германии турецкого происхождения.

Разумеется, было бы интересно попробовать разобраться в причинах изменения взглядов Германии на проблему Геноцида армян – Мец Егерна. Это тем более важно, что Германия, как, пожалуй, никакая другая страна, осведомлена о трагедии армянского народа, безжалостно вырезаемого на своей Родине с 1894 по 1923 год. Однако более актуальным, на наш взгляд, является анализ последствий признания Геноцида. Хотя бы потому, что Германия не только лучше других знает о Геноциде армян, но и сама приняла в нем немалое участие.

В самом деле, после начала Первой мировой войны Германия не только закрывала глаза на кровавые “шалости” своего союзника, но и подыгрывала ей, а нередко даже учила науке убивать. Турки в дополнительных инъекциях человеконенавистничества никогда не нуждались: убивать слабых и больных, рубить или разбивать им головы, расчленять трупы… в этом они всегда были мастерами. Еще задолго до того времени, как гонимые засухой и турками – кыпчаками, они, вслед за оголодавшими овцами перекочевали в наш регион. Немцы научили их другому – массовому убийству.

Многие сегодня стараются предать забвению тот факт, что в годы Первой мировой войны Германия командировала в союзную Турцию свыше 11 тысяч офицеров – военспецов. Не эти ли “инструкторы” подсказали туркам идею “газовых камер” – нагнетания в пещеры дыма и удушения там армян. Примеров использования пещер в качестве “газовых камер” в годы Геноцида много, но особенно страшной, поистине вселенской катастрофой является удушение тридцати тысяч армянских детей в пещерах Дейр эз Зора.

Не эти ли “военные специалисты” по использованию природного ландшафта в качестве газовых камер для убийства десятков тысяч армян, впоследствии стали создателями газовых камер в Бухенвальде, Освенциме, Саласпилсе, Майданеке?.. Не молчание ли будущих жертв газовых камер фашистских концлагерей превратило их самих в жертвы? Спустя всего лишь четверть века после того, как в пещерной газовых камерах Дейр эз Зора были удушены 30 тысяч армянских детей.

Примеров непосредственного участия германских офицеров в Геноциде армян в Османской Турции много. Вместе с тем, есть также примеры участия немецких офицеров – “военспецов” в участии в Геноциде армян на провозглашенной Азербайджанской республикой территории. В сборнике архивных материалов “Резня армян в Бакинской и Елизаветпольской губерниях” (составители – С. Мирзоян и А. Газиян) есть обращение начальника германского генерального штаба на Кавказе подполковника Паракена к осажденным турецкими войсками жителям Баку армянской национальности. “Если же Вы этот город нефти не хотите сдать неповрежденным и без боя,.. то должен быть бой. Армянская жизнь и армянское имущество быть и будет уничтожено”, – пишет армянам немецкий офицер Паракен. Заметим, что письмо это было написано 22 августа 1918 года, а 15 сентября того же года объединенные отряды турецких регулярных войск и иррегулярные соединения закавказских турок (будущих азербайджанцев) ворвались в Баку, в котором в течение трех дней было вырезано свыше тридцати тысяч армянских жителей. Вот что пишет очевидец событий, епископ Баграт: “Зверская массовая резня совершалась подчас с такой жестокостью, что трудно даже верить в возможность такого изуверства. Были случаи, когда палачи на глазах у обезумевших армян точили ножи и охваченные каким-то чудовищным садизмом, вдохновляли себя, перечисляя и рисуя несчастным все те пытки, которым они будут подвергнуты. В детском приюте для беженцев-армян свирепо хватали обезумевших от страха детей и выбрасывали на улицу с четвертого этажа. …местные мусульмане (будущие “азербайджанцы” – Л. М.-Ш.) покупали из рук аскеров пленных армян для мести и жестокой расправы”.

Примеров участия немецких офицеров в трагедии армян столь много, что отдельные исследователи винят Германию в Геноциде армян больше, чем саму Турцию. Так, американский социолог армянского происхождения Ваагн Дадрян считает, что первой должна покаяться Германия, а затем уже Турция. Литература о Геноциде армян полна обвинениями – в том числе и со стороны самих немцев – в адрес Германии, не только не помешавшей уничтожению армян, но и способствовавшей свершению Великого злодеяния. А известный тюрколог, директор института стран Азии и Африки, профессор Михаил Мейер заявил в 2006 году в интервью агентству PanARMENIAN.Net, что “Инициатором депортации армян в Османской Турции во время Первой мировой войны была кайзеровская Германия”. Уже в 1915 году журналисты, государственные и общественные деятели разных стран писали о непосредственной ответственности Германии в Геноциде армян.

Собрание в единый свод преступлений Германии против армянского народа требует большой, кропотливой, но и необходимой работы. Она даст нам возможность объективно оценить степень вины кайзеровской Германии в Геноциде армян. Тем не менее, уже сегодня мы может утверждать, что вина Германии в этой трагедии носит временной отрезок с 1915-го по 1918 год включительно. К актам Геноцида периода с 1894 по 1915 и с 1919 по 1923 годы, Германия практически не имеет отношения. При этом следует учесть, что наиболее тяжелые жертвы армянский народ понес именно в период с 1915 по 1918 годы.

Таким образом, признание Германией Геноцида армян в Османской Турции явилось достаточно неожиданным, но и долгожданным актом. Покаяние Германии не должно оставаться на бумаге и носить исключительно моральный характер. Армянская дипломатия обязана в полной мере воспользоваться официально не высказанным, но явственно продемонстрированным согласием Германии послужить тараном для разрушения турецкого отрицания. Данный шаг Германии является крупнейшим прорывом в проблеме восстановления справедливости и реализации одного из важнейших пунктов hАй Дата, и с этой точки зрения оно важнее, чем признание Геноцида армян любой другой страной.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

 

Также по теме