Продолжение. Начало смотрите здесь.
Чтобы лучше понять причины масштабной трагедии ходжалинцев в Агдаме (ныне Акна), нам придется перенестись в февраль1992 года, в агдамскую группировку вооруженных сил Азербайджана и рассмотрим несколько секретных документов того периода. Напомним лишь, что эта группировка состояла из 35 тысяч аскеров, количественно чуть ли не в сто раз превосходя отряды Сил Самообороны Арцаха.
Данный документ является неопровержимым свидетельством того, что в Азербайджане знали о коридоре, по которому мирное населению Ходжалу могло покинуть зону намечаемых боевых действий, как минимум, не позднее 17 февраля. Обратим внимание: оба маршрута вывода населения начинаются с предоставленного армянами безопасного направления, впоследствии названного «коридором». Это в очередной раз подтверждает, что армянская сторона не только информировала ходжалинцев о готовящейся операции, но и указала свободный и безопасный выход населения поселка. Именно поэтому в документе нет и намека о прорыве окружения. О спасительном коридоре были проинформированы как руководство Азербайджана, так и его дислоцированные в Агдаме (Акне) вооруженные подразделения.
Этот факт также подтверждается другим документом.
Проигнорировав обычную для азербайджанских аскеров привычку скрывать от собственного начальства информацию о вооружении, боеприпасах и количестве военнослужащих, обратим внимание на то, что к 13 февраля в Ходжалу оставались порядка 3000 жителей. Затем прочтем официальную сводку Азербайджанской республики, утверждающей, что 1275 ходжалинцев оказались в плену, а число погибших составило 613 человек. Этим цифрам можно было бы поверить, если бы не одно обстоятельство: тогдашний начальник милиции Агдама Рашид Мамедов сообщил, что после штурма Ходжалу армянскими силами в Агдам добрались 500 жителей поселка. В свою очередь, пилот вертолета – майор Леонид Кравец – сообщает, что «За три дня (До начала операции. – И.В.) нам удалось вывезти из Ходжалу в Агдам примерно 1000 мирных жителей». («Зеркало», 1 октября 2010 г.) Нам же остается надеяться, что в Азербайджане найдется человек со знанием арифметики для 5 класса. Всего-то и необходимо, вычислить из 3 тысяч 500, затем 1000, а потом еще 1275. В остатке, как можно понять, останется приблизительное число погибших.
Возвращаясь к нашей основной теме, необходимо ознакомиться с выдержками из протокола допроса человека, которому было поручено взорвать при отходе аэропорт в Ходжалу. Зовут его Рустамов Ильхам Магеррам оглу, закавказский турок («азербайджанец»), родившийся в Баку в 1956 году.
Как видим, на совещании в Агдаме принимал участие уроженец села Касымлы Агдамского района Тамерлан Караев, тот самый Караев, который, разумеется, «по чистой случайности» не оказался тремя месяцами раньше в сбитом вертолете. Напомним, Тамерлан Караев, один из руководителей борющегося с Муталибовым Народного фронта Азербайджана, был единственным оппозиционером в отправленной из Баку в Арцах азербайджанской делегации. Несколько дней он летел с делегацией по населенным закавказскими турками поселениям, а 20 ноября вдруг отказался сесть в вертолет. Интересная персона, и мы постараемся еще вернуться к нему.
Роль Тамерлана Караева в трагедии ходжалинцев нуждается в отдельном исследовании, пока же обратим внимание на показания Ильхама Рустамова, подтверждающего, что территория, на которой находились трупы убитых ходжалинцев, находилась под контролем вооруженных сил Азербайджана, а эвакуация раненых и убитых началась уже 26 февраля. Сам Рустамов только 26 февраля трижды побывал там.
Однако не будем нарушать хронологию. Вечером 24 февраля в Агдаме состоялось совещание командиров всех группировок находящихся в городе азербайджанских военнослужащих. Прибыли все, кроме Якуба Рзаева, известного нам Гатыра Мамеда. На совещании был принят план боевых действий, согласно которому вечером 25 февраля вооруженные силы Азербайджана должны были одновременно атаковать целый ряд населенных пунктов Арцаха, в том числе Аскеран, Нахиджеваник, Агбулаг (Сарнахпюр), Ханапат, Кятук, Сардарашен, Норагюх и так далее, и ворваться в Ходжалу. В дальнейшем предполагалось двинуться объединенными силами на Степанакерт.
Данное наступление, как и планируемые предыдущие операции, не состоялось. Официальное объяснение, данное представителем минобороны Азербайджана в Агдаме Фахмином Гаджиевым, было следующим: наступление было сорвано, так как возглавляемый Якубом Рзаевым (Гатыром Мамедом. – И.В.) батальон территориальной обороны угнал у войск пять перегнанных из Гянджи (Гандзак ) танков Т-72. До этого «пополнения арсенала» под командованием Гатыра Мамеда были 75 человек, два танка Т-72 и 3 пушки. Отметим также, что Гатыр Мамед подчинялся директору каменного карьера, депутату ВС (Верховного Совета) Азербайджана (ныне – Милли меджлис Азербайджана) Касыму Керимову (Карьер Касыму), находящемуся в тесном сотрудничестве с заместителем председателя ВС Азербайджана Тамерланом Караевым, также находившимся в Агдаме. Напомним также о том, что Тамерлан Караев в интервью газете «Мухталифат» от 28 апреля 1992 года заявил, что «Трагедию (гибель ходжалинцев в Агдаме. – И.В.) осуществили власти Азербайджана», а на предложение журналиста назвать имена, добавил: «Конкретно – кто-то из высоко сидящих». Поистине, нет предела цинизму закавказских турок.
По настоянию контролируемого Т. Караевым Карьера Касыма, Гатыр Мамед передал один из угнанных танков Ширину Мирзоеву, который впоследствии двинулся «на помощь» жителям села Срхавенд. Это тот самый отряд, что «по пути» в Срхавенд ворвался в небольшое армянское село Фарух, в котором аскерня расчленила не успевших покинуть дома семерых стариков. Самому младшему из них было 73 года. О некоторых «подвигах» Ширина Мирзоева можно прочитать здесь.
Но, вернемся к основной теме нашего исследования. Судя по опубликованным в газете «Ени Мусават» от 26 февраля 2011 года воспоминаниям участника боев Наиля Насибова, именно отряд Гатыра Мамеда в ночь на 26 февраля 1992 года «вышел навстречу» ходжалинцам. Н.Насибов, примкнувший к этому отряду, пишет, что им были известны маршруты отхода ходжалинцев, и описывает «бой у Шелли», где армян не могло быть по определению – эта территория еще полтора года – до июня 1993 года – находилась под контролем вооруженных сил Азербайджана. Однако в одном Насибов прав, именно на этой территории и были «обнаружены» утром 26 февраля множество трупов ходжалинцев, и именно это место 26 февраля трижды посещал Ильхам Рустамов.
Мы продолжим наше расследование агдамской трагедии 26 февраля 1992 года в третьей, заключительной, части данной статьи, а пока предлагаем Азербайджану попробовать разобраться в роли Тамерлана Караева, Карьера Касыма, Гатыра Мамеда, Ширина Мирзоева и других в гибели жителей Ходжалу. Мы понимаем, что азербайджанская государственная пропаганда, уже много лет стремящаяся обвинить армянских бойцов в трагедии ходжалинцев, не заинтересована в выявлении истины в этом вопросе. Поэтому мы считаем, что ответственность за смерть ходжалинцев должны нести не только сами убийцы в форме азербайджанского аскера, но и те люди, что сознательно покрывают преступления своих соплеменников.
Окончание следует
Игорь ВАРТАНОВ