Кто и как смотрит в зубы дареному коню

Всегда с большим удовольствием бываю в Санкт-Петербурге. Во-первых, этот город многое для меня значит в личном плане. Во-вторых, армяне здесь проживали и проживают с самого основания города, и потому армянских мест здесь немало. Достаточно вспомнить церковь Святой Екатерины (1771 г.) работы архитектора Юрия Фельтена в самом центре Северной столицы — на Невском проспекте с Армянским учебным центром имени Лазарянов, Смоленское армянское кладбище с церковью Святого Воскресения (1791 г.), построенной по проекту того же Фельтена на острове Декабристов.

24 октября прошлого года список армянских объектов в Санкт-Петербурге пополнился памятным хачкаром из анийского розового туфа, который был установлен в Камском саду — сквере между 14 линией Васильевского острова, Камской улицей и рекой Смоленкой. Хачкар, высеченный по образцу классических армянских каменных крестов XIII-XIV веков, стал даром Арабкирского района Еревана Василеостровскому району Петербурга, сделанным в рамках реализации программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между правительством Санкт-Петербурга и мэрией Еревана.

Увы, памятнику, создающему неповторимую цветовую гамму древней Армении и символизирующему историческое присутствие армян-христиан на петербургской земле, сразу после открытия довелось испытать давление враждебных сил.

Через четыре дня после открытия хачкара в ежедневной газете «Метро», распространяемой бесплатно, появилась заметка под заголовком «Выбрать место для подарка непросто» за авторством краеведа и журналиста Александра Тупеко.

Чуть отвлекусь от своего рассказа и напомню, что газета «Метро» со штаб-квартирой в Лондоне, на фоне рекламы финансовых контор, предлагающих вложиться за 200% годовых, уже не раз отмечалась материалами, имеющими ярко выраженный антиармянский характер. О ее антиармянских публикациях мне даже доводилось упоминать в одной из своих статей. Местные же армяне утверждают, что такую направленность вообще носит львиная доля публикаций данной газеты на армянскую тематику, и у меня нет никаких оснований им не верить.

Но вернусь к заметке журналиста Тупеко. Упомянув об открытии армянского памятника в первых двух абзацах, журналист озаботился судьбой скульптур, которые дарят Санкт-Петербургу другие страны, и которые также устанавливаются по инициативе организаций и отдельных меценатов. С этим животрепещущим вопросом Тупеко направился к эксперту, в роли которого, в данном случае, выступает член Союза художников РФ, скульптор Ян Нейман.

Экспертное мнение Неймана даже носит отдельный подзаголовок — «Наш город достоин выбора». Оно недлинное, поэтому привожу его полностью.

«Петербург заслуживает права «посмотреть в зубы дареному коню», ведь эти подарки, как правило, довольно низкого уровня, — пишет Нейман. — Венесуэла поставила в парке 300-летия памятник своему генералу. Во-первых, это, по моему мнению, слабая работа, а во-вторых – какое отношение имеет этот генерал к Петербургу? В гораздо большей степени беспокоит бесконечное количество инициативных групп, которые – каждая на свой лад – пытаются что-то поставить в городе. Все ставится без согласований, город засоряют низкопробными поделками, и градсовет сделать ничего не может – это совещательный орган».

Тут же, рядышком, красуются фотографии того, что, по мнению Неймана, и является «низкопробными поделками». Это «Башня мира» на Сенной площади, подаренная французами, макет памятника Петру и Февронии, установленный на улице Чайковского в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», памятник Иоанну Каподистрии у большого концертного зала «Октябрьский» — подарок Петербургу от правительства Греции и… наш с вами только что установленный армянский хачкар на Васильевском острове.

Мы, конечно, не эксперты в градостроительстве, но нам стало крайне любопытно, что же сам скульптор и, по совместительству, эксперт газеты «Метро» Нейман, уставший от «низкопробных поделок» в виде воздушного каменного узора армянских хачкаров, понимает под высоким искусством. Для этого мы решили ознакомиться с его собственными работами. Хотим, дорогие читатели, ознакомить и вас с одной из них.

Да-да, не удивляйтесь, именно Нейман (естественно, совершенно случайно) является автором этой высокохудожественной доски в память кровавого азербайджанского диктатора, которую в июне 2005 года, при стечении изрядного количества счастливых беженцев из рядов азербайджанской аскерни, открыл лично президент Азербайджана и наследный султан этого гособразования Ильхам Алиев. Теперь, я думаю, и вы не сомневаетесь, что за мазутную мзду Нейман и в зубы Клодтовым коням посмотрел бы с таким же пристрастием.

Кстати, в контексте экспертного мнения интересно было бы узнать, какое отношение к свободолюбивому Петербургу — культурной столице страны может иметь бронзовый дезертир, статуи которого его любящий сынок за нефтяную мзду уже успел понатыкать во многих уголках земного шара, попутно уничтожая и сметая бульдозерами христианские храмы, кладбища и воинские мемориалы у себя в государстве. Или в стенах Высшей школы МГБ не училось ни одного достойного представителя местного населения?

Не лишним будет добавить, что золотозубые толерасты на берегах Северной столицы чувствуют себя вполне вольготно, особенно учитывая то обстоятельство, что действующий губернатор города, бывший налоговик Георгий Полтавченко сам родом из мазутного Баку и знает, как «грамотно» работать с каспийской публикой. И поэтому в его губернаторской команде присутствуют весьма любопытные персонажи. Например, советником губернатора по национальным вопросам выступает глава азербайджанской диаспоры города, миллиардер Вагиф Мамишев, пытавшийся построить торгово-развлекательный центр на месте исторического Фарфоровского кладбища и назвавший защитников этого кладбища от сноса «лентяями». Кстати, Мамишев тоже устанавливает в Петербурге памятники на свои честно заработанные средства. А под ними в обязательно порядке увековечивает свое имя вот такими табличками (интересно, не за авторством ли эксперта Неймана?).

И потому стоит ли удивляться, что даже в день рождения великого города в официальном издании его правительства — газете «Петербургский дневник» немалое место отводится рекламе мероприятий с явно мазутным душком.

P. S. Много лет армянская община Санкт-Петербурга обращается к властям города за разрешением на установку памятника жертвам Геноцида армян, официально признанного Российской Федерацией. И все эти годы у городских властей находятся причины для отказа. Хотя, на мой взгляд, причина одна, и она банальна: это не понравится нынешним потомкам убийц, щедро оплачивающим установку образчиков высокого искусства в понимании нейманов.

ПАНДУХТ

Также по теме