Захираддин Ибрагими: “Мы вначале купили саван, потом вступили в борьбу”

Новость о том, что азербайджанские власти депортировали из республики прилетевшего домой Захираддина Ибрагими, меня не удивила. Я давно уже привык к непроходимой глупости и идиотским решениям руководства Азербайджана. А вот как отнесся к этому поступку сам Захираддин Ибрагими – председатель Комитета защиты прав талышского народа – лучше было спросить у него самого. Именно поэтому, узнав о депортации Захираддина, я поспешил позвонить ему. Наш разговор трудно назвать интервью – какое может быть интервью между друзьями и единомышленниками? – поэтому предлагаю читателям “новый жанр”: эксклюзивный разговор для читателей.

Захираддин, прочитал в прессе о Вашей депортации их Азербайджана…

Меня депортировали не из Азербайджана, а из дома. Я родился в Ланконе (тюрки называют этот талышский город Лянкяраном – Voskanapat.info), здесь живут моя семья, мои дети и внуки. То сть я прилетел домой, а меня, без объяснения причин, выслали обратно.

Какие Вам нужны еще причины? Вы – Захираддин Ибрагими – председатель Комитета защиты прав талышского народа, и этого более чем достаточно, чтобы власть в Азербайджане ненавидела Вас. Кстати, в последние десятилетия очень многие правозащитники не обращают никакого внимания на права народа, а занимаются исключительно правами человека, индивидуума. А как относится к этому вопросу возглавляемый Вами Комитет?

Для нас основополагающим являются коллективные права народа. Это не значит, что нас не интересует судьба отдельных талышей, мы готовы защитить права каждого талыша в отдельности, но приоритетом для нас являются коллективные права талышского народа, в первую очередь наше право на самоопределение.

Право на самоопределение многозначное выражение и подразумевает разные степени самоопределения. А какова Ваша цель?

Это должен решить народ. Я считаю исключительно важным добиться реализации этого неотъемлемого у народа права, так как это является единственной возможностью спасти талышский народ от ассимиляции. А степень самоопределения пусть решает сам народ. Это может быть и автономия в составе Азербайджана, а может быть и провозглашение суверенного государства Талышистан. Наше дело – обеспечить для талышского народа возможность реализовать свое право на самоопределение.

Когда Вы в последний раз были в Ланконе?

В январе прошлого года я вылетел из Ланкона в Россию. Без всяких помех. А вчера (25-го февраля – Voskanapat.info), как видите, не смог вернуться домой.

С Вами обращались грубо?

Нет, со мной обращались предельно вежливо. Это я кричал на них два часа, требовал объяснений происходящему. Они вели себя корректно. “Мы тут вообще ни при чем. Это приказ сверху, из Баку, и мы не можем его не выполнить”. Багаж мой пропустили, а меня нет. Так что я остался без личных вещей (смеется).

Я думаю, в аэропорту Ланкона в основном работают талышские ребята, и вряд ли они могли позволить себе грубо говорить с Захираддином Ибрагими или другими лидерами талышского народа. А как Вы считаете, что произошло за этот год, почему в Баку было принято решение не впускать Вас домой?

Я думаю, они взбесились из-за Талышского Национального телевидения, открытого в Ереване. Я, как и Фахраддин Абосзода, постоянно выступаю по этому телевидению, критикую власти Азербайджана, ведущие преступную политику против моего народа и других коренных народов Азербайджана.

Давайте, Левон, я Вам честно скажу: в результате националистической и арменоненавистнической политики государственного и всех остальных телевидений Азербайджана, в республике царит атмосфера ненависти к армянскому народу. К сожалению, этой пропаганде поддались и часть талышей. А наше Талышское телевидение объясняет людям правду, раскрывает глаза на этнические и политические преступления Азербайджана. В результате деятельности Талышского радио и Талышского Национального движения число наших сторонников увеличивается с каждым днем, люди начинают лучше разбираться в том, кто им друг, а кто враг. Повышается уровень национального самосознания. Этот процесс сильно пугает Азербайджан, так как лишает его опоры в среде коренных народов республики.

Захираддин, а когда Вы летели в Ланкон, вы не думали, что Вас могут арестовать, что с Вами могут поступить так, как поступили с Новрузали Мамедовым?

Честно говоря, я не ожидал депортации. Думал, что меня арестуют. Но они поступили самым глупым образом, привлекли внимание к своей противозаконной деятельности. В данный момент я сижу с друзьями и единомышленниками, и мы готовим заявление, в котором потребуем публикации имен всех талышских деятелей, которым запрещено въезжать в Азербайджан. Пусть огласят весь список, чтобы люди зря не тратились и не летели туда. Пусть не впускают нас на “законных” основаниях, объявят нас персонами нон грата.

Захираддин, у вас в Ланконе семья, дети, внуки. Будьте осторожны, друг, степень подлости властей Азербайджана известна Вам не хуже, чем мне.

Спасибо за заботу, друг. Но мы знаем, что нас ждет. Мы вначале купили саван*, потом вступили в борьбу. Нас не остановить ни угрозами, ни террором. Мы пойдем до конца.

Беседовал Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

*Саван – погребальное полотнище, обычно белого цвета, в которое оборачивают усопших.

Также по теме