Итак, произошло то, чего не могло не произойти, и чего ждало подавляющее большинство нашего народа: Президент Серж Саргсян отозвал из Национального Собрания Республики Армения протоколы “Об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой” и “О развитии отношений между Республикой Армения и Турецкой Республикой”.
В письме председателю Национального Собрания Галусту Саакяну Президент Армении особо подчеркнул, что Армения была готова “как к всеобъемлющему урегулированию отношений посредством ратификации протоколов, так и к вариантам их неудачного продвижения”. Серж Саргсян не стал скрывать, что придает значение мнению международного сообщества, которому “стало бы ясно, которая из сторон на самом деле виновата в том, что так и не открылась последняя закрытая граница Европы и была упущена возможность”. На мой взгляд, в этих словах кроется затаенное удовлетворение Президента Армении, сумевшего переиграть Турцию на дипломатическом поле, на котором она считается опытным, или даже, как считают некоторые армяне, непобедимым игроком. С. Саргсян показал, как можно (и нужно) разоблачить лживый фундамент хваленой турецкой дипломатии.
В свое время я специально не писал на эту тему, однако простая логика подсказывала, Анкара не прочь открыть границу с Арменией, но… Азербайджан не разрешит. В немалых аспектах взаимоотношений Баку – Анкара именно Азербайджан является ведущей силой. Не останавливаясь на подробном рассмотрении рычагов давления Азербайджана на Турцию, просто перечислю некоторые из них: курды, 3 миллиона “турецких” джафаритов (первые контролируются Азербайджаном в значительной мере, вторые – практически полностью), нефтегазовые трубы, цены на азербайджанские энергоносители для Турции. Сказанное, конечно, не означает, что Азербайджан способен влиять на все аспекты политики Турции, но… Напомню о том, как Баку вынудил Реджепа Эрдогана, тогда еще премьер-министра Турции, выступить в Милли меджлисе Азербайджана и чуть ли не мамой клясться, что Турция ратифицирует Протоколы лишь в случае “возвращения” под контроль Баку семи районов Республики Арцах.
Между Турцией и Азербайджаном масса проблемных вопросов, решение значительной части которых представляется сложной или даже нерешаемой задачей. Подписание Протоколов прибавило Азербайджану ночных страхов и усилило недоверие к Турции. В связи с этим стоит напомнить, что в Баку, в аллее шехидов, флаги Турции были не просто сняты: были выдернуты из опор даже флагштоки, в которые были воткнуты турецкие флаги. Вместе с тем, существуют проблемы, решение которых требует от лидеров двух турецких образований взаимных уступок, если они желают остаться при должностях. Общеизвестное презрительное высокомерие, отличающее поведение анатолийских турок при общении с турками закавказскими (“азербайджанцами”) перестает быть помехой, когда речь идет об общетурецких интересах.
Таким образом, подписание Протоколов в Цюрихе 10 октября 2009 года стало мудрым ходом армянской дипломатии, внесшем разлад как в само турецкое общество, так и в азербайджано-турецкие отношения.
Сегодня многие наблюдатели, аналитики и политологи стараются найти исток и причины их подписания в Цюрихе. Это может показаться странным, но одни ищут “руку” Москвы, другие – Вашингтона, и практически никто не хочет видеть во всей этой истории “руку” Еревана. Не буду сейчас пытаться анализировать причину подобного восприятия действительности, скажу лишь, что армянским аналитикам и политологам она чести не прибавляет.
Да, это была армянская инициатива, и родилась она на фоне российско-грузинской войны, предложения Анкары о создании “Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе”, названной нами “турецкой платформой”, желания США и Запада в целом “втащить” Армению в Европу через азиатскую Турцию, стремления Турции снять с повестки Совета Европы некоторые вопросы, касающиеся армяно-турецких отношений. Именно в этой сложной ситуации, думаю, родилась идея Протоколов, конечная судьба которых легко прочитывалась при непредвзятом и свободном от эмоций анализе. Прелесть Протоколов заключалась еще и в том, что они не противоречили, а в некоторых случаях соответствовали интересам всех крупных акторов политики в нашем регионе (за исключением Ирана). Но если все кинулись работать над протоколами, ожидаемо и желательно перехватив инициативу у Еревана, то седой и мудрый Иран быстро разобрался в происходящем и занял позу роденовского “Мыслителя”.
В этой ситуации Армения вновь заняла правильную и выверенную позицию, заключающуюся в жесткой борьбе за нужную и удобную редакцию каждого предложения Протоколов, не имеющих шансов быть ратифицированными. Игра должна была проводиться по всем правилам. Ставка в ней была предельно высокой: Армянский народ, переживший чудовищный Геноцид в Османской Турции 1894 – 1923 годов, великодушно, без всяких предусловий, соглашается на установление дипломатических отношений и развитие отношений с государством, осуществившим величайшее злодеяние Геноцида.
Не забудем также, что, начиная с 1993 года, Турция блокировала границу с Арменией, что в международном праве квалифицируется как акт войны.
С другой стороны, Турция, осуществившая Геноцид армян, отказывается от ратификации Протоколов, в которой, напомню, заинтересованы серьезные силы. Армения, в свою очередь, не позволяя, чтобы Протоколы стерлись в памяти разных организаций и политиков, время от времени напоминала о пределе своего терпения. В последний раз, и очень жестко, Президент Армении заявил о возможности “послать Протоколы к черту” 24 сентября прошлого года, в выступлении на Генеральной ассамблее ООН. И здесь тот самый случай, когда эмоции С. Саргсяна были предварены убедительными аргументами и фактами, что указывает на хорошо подготовленный экспромт. А до этого, 22 апреля того же года, Президент Армении своим указом приостановил процедуру ратификации армяно-турецких протоколов в парламенте страны.
Сегодня многие армянские политики и комментаторы с удовлетворением восклицают в связи с отзывом Протоколов: “Давно пора”. Не согласен. “Пора” было именно сегодня, накануне столетия общепринятой даты поминовения жертв Геноцида армян в Османской Турции.
Хочется надеяться, что данный успех получит развитие на дальнейших этапах армяно-турецких отношений. Это особенно важно в текущем году. Нам необходимо в полной мере воспользоваться очередной ошибкой Турции, президент которой посчитал возможным перенести дату чествования сражения в Галлиполи на 24 апреля. И пригласить на празднества глав свыше 100 государств, тем самым поставив их перед выбором между совестью, человечностью и гуманизмом с одной стороны, и турецким человеконенавистничеством с другой.
Решение не столь легкое, особенно если учесть географическое положение Турции, а также ее членство в разного рода военных, военно-политических, экономических проектах и союзах. Сказанное, конечно, не означает, что руководители сотни государств ринутся 24 апреля в Турцию, немалое число из них приедет в Ереван, но…
Всем понятно, что многие государства прибегнут к “хитрой”, а, по сути, циничной дипломатии, когда кто-то из руководства отправится в Турцию, а кто-то – в Армению. Скажем, 24 апреля президент прилетит в Армению, а премьер или глава парламента – в Турцию.
Армении необходимо, в пределах своих возможностей, конечно, помешать подобному проявлению “дипломатии равной приближенности”. Как представляется, МИД Армении должен обратиться с посланием к парламентам и главам всех государств мира с разъяснениями относительно циничной игры Турции, посмевшей злорадствовать над памятью убитых в Турции армян. Сообщить о том, что Турция уже не удовлетворяется ежегодно проводимом 24 апреля праздником детской песни и пляски, с недавних пор принявшем международный характер. Необходимо четко показать, что преступная политика отрицания Геноцида армян приняла в Турции еще более преступный характер, заключающийся в искусственном переносе праздничной даты на день, когда во всем мире отмечают память безвинно убиенно в Турции полутора миллиона армян. Необходимо жестко предупредить, что Армения будет внимательно следить за решениями государств об участии в праздничных (в Турции) и траурных (в Армении) мероприятиях 24 апреля. А также предупредить, что принятое этими государствами решение безусловно повлияет на дальнейшее сотрудничество Армении с ними.
Время не терпит. Государственным мужам разных стран, куда бы они ни собирались вылететь 24 апреля, необходимо дать время для лучшего осознания плюсов и минусов своего решения. А нам, в свою очередь, необходимо готовиться к долгой борьбе. Мы сможем довести нашу борьбу до логического победного конца только в том случае, когда поймем, что столетие Геноцида армян является импульсом для еще более активной борьбы за его признание. Со всеми исходящими из факта территориальными, политико-правовыми и экономическими последствиями.
Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН