Освобождение Ходжалу – первая крупная победа, которая стала поворотной в деле противостояния вооруженной агрессии Азербайджана в отношении Арцаха. Об этом в интервью агентству Tert.am заявил руководитель аналитического центра “Восканапат” Грант Мелик-Шахназарян.
– Г-н Мелик-Шахназарян, 24 года назад в этот день воины Арцаха освободили Ходжалу. Как этот процесс повлиял на дальнейший ход карабахского конфликта?
– Освобождение Ходжалу и уничтожение размещенных там террористических группировок стало первой крупной победой, которую можно считать поворотной в деле противостояния вооруженной агрессии Азербайджана в отношении Арцаха. Правда, до февраля 1992 года воинам Армии обороны Арцаха уже удалось добиться знаменательных военных достижений в Тоге и Сариншене, а затем еще и в расположенных в непосредственной близости от Степанакерта азербайджанских населенных пунктах Лесной, Малибейли, Ашах, Гушчулар, Карадахлы и Кркжан, тем не менее, уверенно можно утверждать, что Ходжалу стал той вехой, после которой баланс сил в арцахо-азербайджанской войне резко изменился в нашу пользу.
Это была блестящая победа, значение которой сложно переоценить. Ходжалу имел стратегическое значение как для армян, так и для азербайджанцев. Там находится единственный аэропорт Арцаха, который в то время являлся единственным связующим звеном армян Арцаха с родиной Арменией. Кроме того, утроив всего за два года население Ходжалу, заселив этот город турками-месхетинцами, власти Азербайджана превратили этот населенный пункт в настоящий кулак, откуда велись постоянные ракетные обстрелы и бомбардировки Степанакерта, Аскерана и соседних армянских сел. В Агдаме же (нынешнем Акне), расположенном всего в 12 км от Ходжалу, азербайджанцы собрали многочисленную армию, конечной целью которой должно было стать взятие Степанакерта.
Армянам Арцаха не оставалось ничего, как устранить угрозу, нависшую над всем населением нашей страны. Взятие Ходжалу было единственным решением для ликвидации установленных огневых точек и вооруженных сил, чтобы прорвать блокаду Степанакерта, восстановить связи между севером и югом Арцаха, прекратить круглосуточную бомбардировку армянских населенных пунктов, создать возможность коммуникации с Арменией воздушным путем и пр. Благодаря нашим азатамартикам (воинам-освободителям), необходимо сказать, что операция по освобождению Ходжалу была блестяще начата, проведена и завершена.
– Азербайджанская сторона переместила «боевые действия» в информационное/пропагандистское поле. Ежегодно в этот день они с различных площадок поднимают вопрос Ходжалу. Какую проблему, в конце концов, пытается решить их пропагандистская машина?
– Да, на протяжении прошлых лет в Азербайджане стало «традицией» в последние дни февраля предъявлять армянской стороне различного рода обвинения и в прессе и на других пропагандистских уровнях, в прямом смысле слова, поднимать вой. Хотя цель их ясна – они пытаются перенести политику армянофобии на международный уровень.
Но, нужно сказать, что в последние годы эта тактика начала работать именно против Азербайджана. Неужели в администрации Алиева верили, что их ложь, преподнесенная миру, могла быть безоговорочно принята? Неужели было непонятно, что правда всплывет, а с ней все те факты, которые в свое время стали причиной трагической гибели множества жителей Ходжалу.
За прошедшие три-четыре года армянская сторона провела серьезную исследовательскую работу, раскрыв и представив тому же международному сообществу реальные причины гибели вышеуказанных жителей Ходжалу. Думаю, сейчас уже никто не может сомневаться в том факте, что перед атакой азербайджанского поселка армянская сторона неоднократно предупреждала жителей, чтобы они покидали поле боевых действий. Что для населения Ходжалу был оставлен гуманитарный коридор, который предоставил им возможность безопасно покинуть город и добраться до своих соотечественников, которые находились возле Агдама. Что оставшиеся в Ходжалу более 700 азербайджанцев безопасно перебрались в Степанакерт, содержались там несколько дней и без каких-либо условий затем были переданы Азербайджану. Все эти факты подтверждены, в том числе азербайджанскими источниками.
– В этом случае в чем заключается предмет «спора»? Как азербайджанцы доказывают, что в трагедии Ходжалу виновата армянская сторона?
– Спора, как такового, нет. Доказательств также. Есть только адресованные армянской стороне обвинения. Выражение «трагедия Ходжалу» связано с названием этого города исключительно потому, что были убиты именно жители Ходжалу. В действительности, однако, это трагедия не Ходжалу, а Агдама, в пригородах которого произошла эта трагедия.
Случай произошел именно в Агдаме, где, как я уже сказал, было сосредоточено довольно многочисленное азербайджанское войско. Место гибели населения Ходжалу в то время полностью находилось под контролем азербайджанцев, они и стреляли в этих несчастных. Возможно, это произошло в результате путаницы, но в Азербайджане обсуждали также и другие причины, связанные с намерением Национального фронта Азербайджана освободить от должности Аяза Муталибова.
Обо всем этом говорилось много, были опубликованы материалы и прочее. Заинтересованным читателям могу посоветовать ознакомиться с материалами сайта xocali.net, книжкой «Ходжалинское дело: особая папка» или документальным фильмом «Между голодом и огнем».
Там можно найти ответы на все вопросы относительно освобождения Ходжалу и последующей за этим трагедией Агдама.
– Факты свидетельствуют об одном, государственная пропагандистская машина Азербайджана – о другом. Как администрации Алиева удается вынести на международную платформу видение, основанное на лжи и подлоге? Ведь если честно, то нужно констатировать, что азербайджанская пропаганда сформировала некоторое влияние на международное восприятие карабахского конфликта.
– Единственная возможность распространения лжи на международном уровне – бесконечное тиражирование этой лжи и неосведомленность того же международного сообщества относительно произошедших в конце прошлого века в Арцахе событий. Ни один здравомыслящий человек не может оставаться равнодушным к тем наводящим ужас кадрам, которые в свое время снял Чингиз Мустафаев.
Речь идет о кадрах, на которых изображены жертвы агдамской трагедии. В свое время эти кадры произвели серьезное впечатление также на азербайджанскую общественность, из-за чего Муталибов вынужден был покинуть резиденцию президента. Поняв, что эти кадры вызывают определенные настроения среди населения, администрация Алиева решила использовать те же кадры в деле обмана международного сообщества.
Были бы аналогичные кадры, к примеру, после освобождения Шуши, должны были говорить «о трагедии Шуши». Но азербайджанская пропаганда пошла еще дальше. Пожалуй, полагая, что этих кадров недостаточно, чтобы затронуть совесть людей, они находят еще более ужасающие кадры в интернете, к примеру, относящиеся к войне в Косово или произошедшего в Турции землетрясении и пытаются их также представить в качестве доказательства «трагедии Ходжалу».
Но чем больше увеличиваются масштабы азербайджанской пропаганды, чем чаще они требуют от международного сообщества осудить армянскую сторону за Ходжалу, тем больше растет стремление того же международного сообщества узнать детали произошедшего. И именно здесь Азербайджан сталкивается с проблемой. Вот почему азербайджанская сторона отвергает любые предложения относительно проведения расследования.
– Масштабы азербайджанских фальсификаций так разрослись, что для опровержения распространяемой ими лжи отныне требуются весьма значительные ресурсы. Если в этом контексте мы будем говорить об освобождении Ходжалу и последующих за этим процессах, то считаете ли Вы достаточными усилия армянской стороны по раскрытию правды или же еще предстоит работать в этом направлении?
Конкретно, в случае Ходжалу, наверное, все уже сделано. Или же – почти все. Думаю, единственная наша проблема касается того, что расследования событий карабахского конфликта носят эпизодический характер. Чтобы сказанное мной было более понятным рассмотрим процесс освобождения того же Ходжалу.
В начале интервью я уже говорил, какую важную роль играл этот населенный пункт для армянской стороны. Он должен был быть освобожден, так и произошло. Но если рассматривать тот же вопрос в контексте трагической гибели жителей этого города, то во временном и территориальном плане мы должны сделать экскурс в прошлое и вспомнить сбитый еще 20 ноября 1991 года азербайджанский вертолет Ми-8, в котором находилась вся политическая верхушка Азербайджана того времени.
В этот день Аяз Муталибов, фактически, потерял свою политическую команду. Единственным человеком, отказавшимся лететь в этот день на данном вертолете, был ярый представитель национального оппозиционного фронта Тамерлан Гараев. В Азербайджане, практически, считается доказанным тот факт, что вертолет был сбит именно со стороны представителей национального фронта с целью отстранения от должности Муталибова.
Но в конце 91 года им не удалось решить эту проблему. Для избавления от Муталибова им потребовались новые жертвы. В результате, произошла агдамская трагедия. Кстати, именно Тамерлан Гараев помешал тому, чтобы размещенное в Агдаме войско пришло на помощь Ходжалу.
Есть также факты того, что Гараев имел близкие отношения с Гейдаром Алиевым, который сразу после того, как в 1993 году пришел к власти в Азербайджане, назначил Тамерлана послом в Индии. Последний занимал этот пост 17 лет! Сейчас он осуществляет дипломатическую миссию в других странах Востока. В целом, считаю, что деятельность Тамерлана Гараева в 91-92 гг. может раскрыть и другие инетересные факты. Этим вопросом необходимо заняться.
Как видим, все взаимосвязано. Вы совершенно правы, азербайджанское вранье настолько распространилось, что об этом можно даже научный труд написать. Но все события, имеющие основное и поворотное значение для карабахского конфликта, хорошо изучены. К счастью, эта работа продолжается и сегодня, и необходимо отметить, что проходит весьма успешно.