Есть ли предел израильскому цинизму?

На прошедшей неделе израильский кнессет проголосовал против признания геноцида езидов так называемым «Исламским государством» (ДАЕШ). За принятие законопроекта проголосовало 38 депутатов израильского парламента, против — 58. В ходе дискуссии в кнессете по данному вопросу заместитель министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели заявила, что правительство не поддержит законопроект до тех пор, пока геноцид езидов не признает… ООН.

Жаль, но в зале не нашлось никого, кто напомнил бы г-же Хотовели о том, что ООН уже давала оценку действиям ДАЕШ против иракских езидов, охарактеризовав эти преступления именно как геноцид. Как не нашлось и тех, кто напомнил бы ей о том, что Геноцид армян был признан ООН еще в 1985 году. А что толку? Так вы все еще удивляетесь, почему многим в мире так глубоко несимпатично государство Израиль?

Хотовели мотивировала голосование «против» «дипломатическими последствиями, которые могут иметь место в случае принятия законопроекта, хотя, в принципе, бесспорно, это связано с историческим событием, которое необходимо признать». По ее словам, данный вопрос вначале следует детально изучить. Автор законопроекта, член комиссии Кнессета по внешней политике и обороне Ксения Светлова охарактеризовала езидов как небольшой народ, который изолирован, беспомощен и беззащитен. «Даже сегодня, когда мы знаем, что часть этих людей все еще находится в плену, почему бы не признать этот геноцид? — заявила она. — Наша страна — государство Израиль, была основана на фундаменте пепла Холокоста, но как же насчет холокоста других народов?»

Для большинства израильтян предельно ясно, что их государство, созданное сразу после Холокоста как убежище для преследуемых евреев, имеет особые обязательства к тому, чтобы возвысить свой голос, когда другие народы сталкиваются с угрозой физического истребления, сродни тому, с чем в свое время столкнулись сами евреи. Как говорил великий еврейский гуманист, создатель термина «геноцид» Рафаэль Лемкин, «я все больше и больше отождествлял себя со страданиями жертв, число которых росло по мере того, как продолжал изучать историю. Я понял, что память не только призвана регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть человека. Вскоре последовали современные примеры геноцида, такие как резня армян в 1915 г. Мне стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, ибо каждая из этих групп призвана выполнить миссию и внести вклад в плане культуры». Однако некоторые из депутатов Кнессета, проголосовавшие против законопроекта, даже признавались, что, как и в случае аналогичных прошлых законопроектов по поводу признания Геноцида армян, они проголосовали бы «за», если бы их партия позволила им голосовать свободно.

Если принять во внимание регулярно проваливаемые кнессетом законопроекты о признании Геноцида армян (последний подобный случай имел место в июне нынешнего года — Пандухт), вмешательство израильских государственных чиновников (в частности, чиновников министерства иностранных дел Израиля — П.), явно играет в этом неприглядном деле решающую роль. Ставя «национальные интересы» выше морали, еврейское государство отвергает признание Геноцида армян, дабы избежать риска дальнейшего ухудшения отношений с Турцией. При этом игнорируется мнение большинства жителей страны, считающих подобную логику постыдной, особенно учитывая то обстоятельство, что турецкие власти регулярно обвиняют Израиль в геноциде по любому поводу и за любые военные акции на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.

Однако если непризнание Геноцида армян еще можно как-то объяснить шкурным интересом Израиля в виде нежелания обострять отношения с Турцией, то каким образом эта логика может быть применена в случае признания геноцида езидов от рук террористов ДАЕШ? Каких таких «дипломатических последствий» опасается замминистра индел Хотовели в случае подобного признания? Возможно ли назвать хотя бы одно международно признанное государство, которое возражало бы против признания Израилем геноцида езидов? Или Израиль застолбил за собой право чураться любого движения за признание геноцидов, кроме, собственно, еврейского?

Возможно, израильтян беспокоит, что наиболее яростные критики Израиля смогут использовать подобный прецедент в качестве орудия для обвинения Израиля в геноциде палестинцев? В принципе, противникам Израиля не впервой выдвигать подобные обвинения. Однако ни Европейский союз, ни Канада, США, Франция, Австралия или Армения, также признавшие действия ДАЕШ против езидов геноцидом, подобных обвинений Израилю за репрессии в отношении палестинцев не выдвигают. В конце концов, мыслящие люди в состоянии уловить разницу между массовым истреблением и репрессиями.

Все это вызывает вопрос: чего же все-таки боятся правые израильские политики, когда речь заходит о признании геноцида езидов? Ведь подобный шаг нашел бы понимание среди большинства израильтян и не повлек за собой никаких негативных «дипломатических последствий».

Очевидно, что депутаты Кнессета, проголосовавшие против данного законопроекта, сделали это не из опасений, а из чувства еврейской исключительности и культурного шовинизма. Для них называться «геноцидом» заслуживает лишь пережитый евреями Холокост, благодаря их усилиям давно превратившийся в своеобразный политико-коммерческий бренд. Они считают, что признанием геноцида другого народа «принизят» в статусе свой, лишат его «эксклюзивности». Как и многим националистическим политикам в мире, им не хватает элементарного чувства сопереживания к другим, дабы признать сей горький опыт общим. И если в случае с Геноцидом армян межгосударственные отношения Израиля с Турцией, возможно, заставляют мутнеть сознание израильских политиков, напрочь лишая их морали, в результате чего всему миру раз за разом приходится наблюдать позорные голосования в кнессете, то когда дело касается езидов, объяснять подобное «помутнением сознания» не получится.

Интересно по этому поводу выслушать мнение специалиста по Среднему Востоку, доцента Института востоковедения РАУ, кандидата исторических наук Виктории Аракеловой:

«Что помешало? Израильско-курдские контакты интенсивны, как никогда. Курдский фактор на Ближнем востоке успешно использует в своих целях не только коллективный Запад, но и Израиль. Отдельная тема — курдская нефть в Израиле. Как же Израилю при этом признать геноцид езидов, который был осуществлен во многом при содействии соседних курдов? Да последние благодарны ДАЕШ за зачистку территории от любых меньшинств. Езиды оставили массу свидетельств, как курды их подставляли/перепродавали/cдавали ДАЕШ. Думаю, и убивали тоже. Просто мертвые не могут свидетельствовать.

Зачем Израилю признавать геноцид езидов, которому серьезно способствовали курды и которым он выгоден, если для Израиля курды — прекрасный инструмент?».

С Викторией Александровной трудно не согласиться в плане того, что Израиль, как и США, не столько сотрудничает с курдами, сколько просто использует их в своих геополитических целях. В противном случае еврейское государство давно уже должно было бы признать геноцидом программу “Анфаль”.

ПАНДУХТ

Также по теме