Когда говорят о том, что сильно любят азербайджанцев, хотят дружить с ними и мечтают поехать в Баку, в моей памяти сразу всплывает очень многое из событий только последних 30 лет.
Это не только то, что произошло в Сумгаите, Баку, Мараге и Геташене… Не только история семьи Мелкумянов, братьев Аванесянов, отца и сына Арамянов и замученной особо изуверски Эммы Григорян.
Это не только убийство Лолы Авакян таким образом, что отец опознал тело своей дочери только по особой примете на пальце ноги. Это не только рассказ ее двоюродных сестер, которых я случайно встретила в США и которые рассказали мне о том, что делали нелюди с не рожденным еще ребенком беременной Лолы. Рассказанные ими подробности я никогда не публиковала и не озвучивала: нормальный человек просто не может такое вывести пальцами на клавиатуре или написать ручкой на бумаге.
Это не только отчет английских врачей, обследовавших наших вернувшихся заложников и военнопленных и описавших все те немыслимые пытки и зверства, что сотворяли с ними в азербайджанском плену в период 1988-1995 гг. Если у кого-то хватит сил и мужества, прочтите: отчет размещен на нашем сайте karabakhrecords.info в оригинале на английском и русском языках.
Это не только то, что случилось в Будапеште. Впервые увидев Сафарова в зале венгерского суда, я, преодолевая отвращение, долго вглядывалась в его бараньи глаза, пытаясь понять, как могло человеческое существо сделать такое. Увидела одно: самодовольство зомби от выполненного приказа хозяина и уверенность в том, что хозяин спасет его.
Это не только история с телами погибших летчиков в ноябре 2014-го (кстати, на днях годовщина), которые наши «гуманные» соседи долго не давали возможность вывезти, наслаждаясь невыносимой болью родных…
Это не только зверское убийство деревенского паренька Манвела Сарибекяна, тело которого вернули спустя месяц после смерти в таком состоянии, что опять-таки невозможно описать.
Это не только убийство в режиме онлайн Карена Петросяна, которого публично, на глазах у миллионов пользователей инета унижали и мучили. Его тело также было возвращено в неописуемом состоянии.
Это не только история 77-летнего беспомощного и больного Мамикона Ходжояна, которого тоже мучили и вкачали ему в кровь какие-то вещества, от чего он скончался вскоре после возвращения.
Это не только то, что было сделано со стариками Талиша и с телами наших убитых солдат в Апреле. Фотографии изувеченных и изуродованных варварами тел помещены в докладе Омбудсмена Арцаха. Пусть и их посмотрят ратующие за дружбу с азербайджанцами, если хватит сил и мужества…
Это не только история славного езидского мальчика Кярама Слояна, отрезанная голова которого вызвала дикий восторг множества «простых азербайджанцев» и дала повод их президенту наградить убийцу. А также судьба его отца, не сумевшего перенести горе от потери сына.
Это не только убийство 17-летнего карвачарского мальчика Смбата Цаканяна из семьи беженцев, по копейкам собиравшего деньги на покупку учебников. Эти деньги – пару тысяч драмов, убийцы украли из его кармана, а самого мальчика убили – просто потому, что он был армянином. Диверсантов-убийц сегодня из Баку требуют обменять на похищенных в армянском приграничье сельчан, чтобы по примеру Сафарова героизировать и наградить за выполненное задание.
Помимо этого трагического и, конечно же, далеко не полного перечня, мне вот уже более 2 лет не дает покоя один страшный факт: головы двоих наших военных они так и не вернули в апреле 2016-го. Это тоже очень трудно каждый раз писать, но это так. Не вернули, несмотря на усилия и наших, и каких-то международных организаций.
Вот теперь у меня вопрос к любителям дружбы с азербайджанцами, которые часто участвуют в каких-то веселых тусовках-семинарах-конференциях и с серьезными лицами рассуждают о правах человека и проч. Они когда-нибудь поднимали этот вопрос на международных встречах? Подозреваю, что наши «миролюбцы» даже не знают об этом, ибо я ни разу не слышала ни от одного якобы правозащитника, получающего западные гранты и горячо ратующего за дружбу с азербайджанцами, ни слова осуждения или хотя бы сожаления по поводу всего того, что случилось в Апрельской войне… Поправьте меня, если ошибаюсь.
Простите, что так длинно. Молчала-молчала, но уже сил нет, настолько это омерзительно. Вспоминаю слова нашего большого друга, светлой памяти Андрея Нуйкина. Отвечая на вопрос, как могли армяне оставаться в Азербайджане после «сумгаита» вплоть до января 1990-го, он сказал: «Для особо непонятливых армян после «сумгаита» был устроен «баку»…»
Действительно, что еще они должны с нами сделать, чтобы мы как нация опомнились и стали, наконец, адекватно-реалистично относиться ко всему, что связано с турками? Что еще они должны у нас отобрать за сто с лишним лет, чтобы мы все, наконец, поняли: они не успокоятся, пока не присвоят наше всё и не покончат с нами самими.
Мы, конечно же, и через сегодняшнюю смуту пройдем – не впервой. Весь вопрос в том, какой ценой?
Часто в качестве оправдания говорят о том, что везде были люди, которые спасали и помогали армянам. Конечно, были такие, кто же спорит. Но ведь героями в Азербайджане были провозглашены не те, кто остался человеком даже под угрозой смерти и во многих случаях поплатился за это, став жертвой своих же озверевших сородичей. Героями в Азербайджане были провозглашены (а сегодня уже и награждаются на госуровне) убийцы армян, насильники, погромщики и палачи.
Марина ГРИГОРЯН