Петербургская встреча президентов Армении, России и Азербайджана, похоже, еще больше осложнила ситуацию вокруг нагорно-карабахского конфликта. Хотя в северной столице России главы трех государств выступили с совместным заявлением, в котором была отмечена готовность сторон создать атмосферу, способствующую продвижению мирного процесса, тем не менее, очевидно, что спокойнее в регионе после трехстороннего саммита не стало. Более того, конфликтующие стороны вновь сосредоточили внимание на боеготовности вооруженных сил, укрепления передовой линии и т.д.
Так, сразу после возвращения из Санкт-Петербурга президент Армении Серж Саргсян с рабочим визитом отправился в Арцах, где побывал на границе республики с Азербайджаном, а также провел в Степанакерте совещание с высшим офицерским составом Армии обороны НКР.
Азербайджанская сторона пошла еще дальше. 17-го июня они объявили о широкомасштабных военных учениях на границе с армянскими государствами. А уже сразу после трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что ни одно из требований армянской стороны по возобновлению переговорного процесса, не может быть принято. В своем выступлении от 25-го июня Алиев фактически отказался от достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге соглашений по внедрению механизмов расследования инцидентов на границе и увеличения численного состава работников офиса личного представителя председателя ОБСЕ, заявив, что вопрос должен найти решение в рамках территориальной целостности Азербайджана. “Нагорному Карабаху никогда не будет предоставлена независимость, на исторических землях Азербайджана никогда не будет создано второе армянское государство”, – отметил в своем выступлении Ильхам Алиев.
Наряду с этим, заметно активизировались также обсуждения вопросов армяно-азербайджанского конфликта на международном уровне. Различные визиты, встречи, телефонные разговоры и т.д… Все это свидетельствует о том, что ситуация на границе армянских государств с Азербайджаном остается крайне напряженной, и посредники, наконец-то осознавшие степень исходящей из нашего региона опасности, стараются как-то повлиять на отрицательный ход развития армяно-азербайджанских отношений.
Возможно ли это? Конечно же – нет. Но встречи и обсуждения продолжаются, что дает сторонам хороший шанс более основательно подготовиться к новой войне. Во всяком случае, в Азербайджане все так и воспринимается. Хочется надеяться – в Армении и Арцахе тоже.
Ведь именно тогда, когда речь идет о вопросах безопасности, надо быть очень реалистичным. А сегодняшние реалии таковы, что мирным путем решить нагорно-карабахскую проблему просто невозможно. В начале апреля текущего года власти Азербайджана совершили ошибку, которая могла стать роковой для этого гособразования. Но армянская сторона, к сожалению, к такой ошибке оказалась неготовой. И речь идет не о боевой мощи армянских государств. Речь о политике. Нам, как всегда, удалось победить врага на поле боя, но не получилось материализовать эту победу в политический капитал. Мы смогли остановить наступление азербайджанцев на границе, но не решились на масштабную контрнаступательную операцию. Мы могли освободить несколько населенных пунктов в шаумянском и агдамском направлении, но не сделали этого. И все из-за каких-то “политических соображений”.
Но на этом ошибки армянской стороны, к сожалению, не закончились. В середине апреля уже было ясно, что Азербайджан оказался в цугцванге и каждый следующий ход администрации Алиева еще больше осложнял ситуацию республики как в общении со внешним миром, так и собственными гражданами. Тогда я писал, что надо побудить Азербайджан на новую войну и нельзя позволить Алиеву выйти из патовой ситуации с помощью политических интриг. Ни первое, ни второе не было сделано властями Армении. В Ереване, очевидно, посчитали, что откровенно провокационные действия Азербайджана будут осуждены международным сообществом, в частности странами-сопредседателями МГ ОБСЕ. Однако последующее развитие ситуации стало лишним доказательством того, что вопросы справедливости, а тем более проблемы Армении и Арцаха, волнуют лишь армян и больше никого. Можно ли было ожидать другого сценария? Опять-таки – нет.
Так в чем же причина наших постоянных просчетов? Почему Алиев до сих пор позволяет себе агрессивные высказывания в адрес Армении, Арцаха и всех армян? И, наконец, почему это незаконнорождённое гособразование продолжает свое гнусное существование? Ответ на все эти вопросы один – официальный Ереван все еще надеется на мирное урегулирование конфликта. Вот где кроются основы наших просчетов с Азербайджаном. Вот что следует назвать главной ошибкой армянской стороны. Не будет мирного урегулирования нагорно-карабахского, а в действительности – армяно-азербайджанского конфликта. Никогда. Ни при посредничестве МГ ОБСЕ, ни других каких-либо организаций, форматов, центров сил и т.д. Есть лишь один способ урегулировать конфликт – победить врага. Основательно и безоговорочно. Других вариантов, к счастью, нет. А значит пора уже отказаться от всяких иллюзий и начать действовать.
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН